14 июня. Преподобный Иустин (Попович)
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
Родился будущий святой 7 апреля 1894 года в городе Вране на юге Сербии.
Из его рода вышло семь поколений священнослужителей. При крещении получил имя Благое, что означает «благовеститель». Ребенком он часто ходил в Пчинский монастырь и постоянно читал Священное Писание. С 14 лет и до конца жизни соблюдал правило: каждый день прочитывать три главы из Нового Завета.
Окончил семинарию святого Саввы в Белграде, где его учителем был святитель Николай (Велимирович).
В начале Первой мировой войны Благое ушел на фронт военным санитаром. Ужасные испытания еще более укрепили веру юноши и в 1916 году он принимает монашеский постриг.
Короткое время Иустин провел в Англии, а затем был направлен в Санкт-Петербург продолжить изучение богословия. Впечатлённый благочестием простого народа, святой Иустин испытывал глубокое благоговение перед святыми преподобными Сергием Радонежским, Серафимом Саровским и праведным Иоанном Кронштадским. Позже, такое же благоговение у святого будет перед новомучениками, особенно он почитал святого патриарха Тихона.
Вскоре сербский монах был вынужден покинуть Россию из-за бедствий военного времени и продолжил обучение в Оксфорде до 1919 года. Здесь он подготовил докторскую диссертацию по Федору Михайловичу Достоевскому. В ней он изложил критическое отношение писателя к западному гуманизму и антропоцентризму. Но, поскольку его научные руководители настаивали на внесении в текст изменений, которые были для него неприемлемы как противоречащие истине, он отказался от защиты диссертации и покинул Англию, не получив степени.
По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии города Сремски Карловцы, а оттуда отправился в Афины. Он стал бескомпромиссным защитником православного «божественного гуманизма», основанного на личности Христа – истинного Бога и истинного Человека, Первого и Последнего, к Которому все стремится, дабы достигнуть своей полноты, и Который остается «высшей ценностью и последним доводом Православия».
По возвращении на родину узы дружбы сблизили его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии: митрополитом Киевским Антонием (Храповицким), которому он исповедовался, и архиепископом Кишиневским Анастасием (Грибановским).
В 1922 году Иустин был рукоположен во священника.
В том же году он стал преподавателем экзегезы в семинарии в Сремских Карловцах и занимал эту должность несколько лет. В эти годы была опубликована его ‒ в то время сенсационная статья ‒ «Внутренняя миссия нашей Церкви». В ней святой Иустин писал: «Миссия Церкви, божественно-человеческого организма, – органично и лично соединить всех верных с Личностью Христа… Непростительная хула на Христа и Святого Духа – делать из нее национальный институт… Цель ее наднациональная, вселенская, всечеловеческая – соединить всех людей во Христе».
В 1930–1931 годах ему была поручена задача устроить церковную жизнь верующих в Закарпатской Руси (тогда территория Чехословакии), которые вернулись в Православие после того, как во время австро-венгров были обращены в униатство. С конца 1930 года преподобный потрудился миссионером в прикарпатских городах Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др. Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее.
В 1932 году он опубликовал первый том своей «Догматики». За этот труд в 1935 году получил должность профессора догматического богословия богословского факультета Белградского университета.
Как преподаватель святой Иустин считал, что «тот, кто не учит вечной жизни, является лжеучителем». Поэтому он вкладывал в учеников не столько различные знания, сколько заботу о поиске Царства Небесного. В жизни и в преподавании святой Иустин руководствовался словами святителя Григория Богослова и даже написал их на первой странице своего Евангелия: «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать». Всюду, где он бывал, и на всех, кто приходил с ним посоветоваться, он производил глубокое впечатление человека, живущего только для Бога и ради защиты истинности Евангелия. Он непреклонно утверждал, что в Православии все основано на Евангелии, вся традиция Церкви есть не что иное, как живое Евангелие.
Во время тревожных событий, которые предшествовали Второй мировой войне, святой Иустин отказался участвовать в играх политических симпатий, но говорил о евангельской правде без страха перед человеческими притеснениями. Так, он прямо и открыто защищал дело Православия, когда Ватикан посредством конкордата в 1937 году хотел ввести в Югославии католицизм в качестве государственной религии.
С началом 2-й Мировой войны и вторжением в Югославию Богословский факультет был закрыт. Преподобный Иустин в это время жил в различных монастырях и занимался переводом многочисленных трудов отцов Церкви и составлением комментариев на Священное Писание. Одним из таких исключительно важных трудов было собрание «Житий святых» в 12 томах, которое было полностью опубликовано лишь в конце его жизни. Только со всеми святыми возможно, по мнению отца Иустина, познать и участвовать в Тайне Бога Христа. Жития святых есть «догматы, претворенные в жизнь», и они образуют истинную «энциклопедию Православия».
После прихода в 1945 году к власти коммунистов преподобный Иустин был изгнан из университета вместе с двумя сотнями других профессоров. Его арестовали и заключили в тюрьму в Белграде. Он едва избежал смертного приговора как «враг народа» благодаря заступничеству патриарха Гавриила, незадолго перед этим освобожденного из концлагеря Дахау.
Не имея возможности преподавать и будучи лишен всех прав, он находил пристанище в разных монастырях, а затем до конца своих дней с 1948 по 1979 жил практически в заключении в маленьком женском монастыре во имя архангела Михаила в Челие, близ Валево. Но даже здесь коммунисты не оставляли его в покое и часто вызывали в город на допросы. Несколько раз сестры, видя, что он не возвращается, отправлялись в Валево вместе с игуменьей и молча стояли перед зданием политической полиции. Тогда коммунисты, опасаясь восстания местных жителей, освобождали отца Иустина.
На протяжении этих лет постоянно множество людей приходили за советом к святому исповеднику как из самой Сербии, так и из других стран. Заключение в монастыре в Челие стало для преподобного Иустина также и возможностью новых духовных восхождений.
Он неукоснительно соблюдал пост, и вся его жизнь была сосредоточена на богослужении и Божественной литургии, которая, согласно его собственным словам, есть «лестница, мост, который ведет на небо». На богослужении он поминал бесчисленное множество имен. Он очень сопереживал людям и со слезами сострадал человеческому несчастью.
После смерти преподобного Иустина был обнаружен его личный дневник. В нем святой Иустин отметил, что совершал каждый день от 500 до 1000 поклонов и произносил от 1000 до 2000 раз Иисусову молитву. Во время Великого поста он увеличивал это молитвенное правило так, чтобы к Великой пятнице довести число поклонов до 3200, а Иисусову молитву – до 1800. «Горе любой мысли, которая не превращается в молитву», – говорил он.
Еще в юности отец Иустин горячо почитал святителя Иоанна Златоуста, поэтому составил удивительные молитвы и акафист в его честь.
В последние годы жизни, когда условия его заключения несколько смягчились, святого Иустина пригласили вновь преподавать на факультете, но он отказался, призвав всех трудиться над единством Церкви, и сказал: «Спасение – в покаянии, универсальном лекарстве». Незадолго до блаженной кончины преподобный с радостью узнал о публикации «Житий святых» и последнего тома «Догматики», посвященного экклезиологии. 40 томов сочинений отца Иустина, из которых 30 опубликованы к настоящему времени, охватывают все области церковной жизни и написаны прекрасным поэтическим языком.
Достигнув конца земного пути, сербский Златоуст почил после непродолжительной болезни 7 апреля по 1979 года, в день своего рождения. Перед тем как отойти ко Господу, он прошептал одному из друзей, который стоял рядом с ним: «Единственный подлинный человек есть Богочеловек Иисус Христос!» Тем самым он подвел итог своего служения, которое состояло в неустанном и бескомпромиссном возглашении благой вести о приходе Спасителя.
Три дня спустя клирики разных национальностей совершили его погребение перед множеством верующих, приехавших со всех концов Сербии, Греции и Западной Европы. Один из учеников святого написал об этом так: «Единство Церкви, о котором печалился в своей жизни отец Иустин и на котором он всегда делал акцент… внезапно осуществилось на его похоронах: в единстве общей веры и любви, в молитвах и совместных песнопениях».
Жизнь преподобного Иустина (Поповича) ‒ это прекрасный образец благочестия и блаженной жизни во Христе. Великий подвижник и духовный писатель, отец Иустин стал выдающимся защитником православной веры в XX веке.
Его труды являются настоящей духовной поэзией, прекрасной по содержанию и форме, содержащие жизненную силу и убедительность. В них мысль выходит за рамки слова, а чувства ‒ за рамки души. Святой выводит нас за привычные пределы понимания устройства мира, Церкви, отношений с Богом, он дарит безграничные горизонты познания Бога, уходящие в бескрайнюю Богочеловечекую бесконечность и вечность. Он возвращает человеку бессмертие. С его слов: Богочеловеком Христом, Его Богочеловечностью вся Божественная Вечность стала доступной нам, людям, стала нашей.
«В Богочеловеке Христе и Богочеловеком Христом человеческие реальности расширились в Богочеловесекую бесконечность и вечность», ‒ говорит прп. Иустин ‒ «Во Христе весь Бог Слово, оставаясь Богом, становится Боготелом, становится человеком, Богочеловеком. А тем самым, через это и в этом ‒ и всей Истиной, и всей Правдой, и всей Красотой, и всей Любовью, и всяким совершенством ‒ словом, всяким исполнением Божества. Нет сомнений, в этом ‒ и бессмертие, и вечность Церкви и всех её членов, в этом ‒ и вся её всепобедительность и непобедимость».
Прп. Иустин умел по-особому глубоко чувствовать, воспринимать и понимать мир. Поэтому его слово столь многогранно, мощно, проникновенно, и оно способно перевернуть внутренний мир слушателя, наставить его на путь переосмысления жизни и познания Бога.
Всё его творчество ‒ это пронзительный разговор с Богом, о Боге, о бессмертии души.
Ощущение, неизменно сопутствующее чтению его трудов, что такое совершенное и ясное изложение мысли не могло быть достигнуто только человеческим, пусть даже гениальным, порывом. Что в процесс создания вмешались чудесные благодатные силы.
Совершенное произведение всегда исполнено гармонии, даруемой свыше, и потому оно ‒ лучшее доказательство Бытия Божьего. Так и блаженная жизнь прп. Иустина стала свидетельством реальности Бога и Любви. Святой стал пламенным певцом любви ко Христу и Его Церкви.
Так, он писал: «Только Богочеловеком Христом и Его жизнью, смертью, воскресением, вознесением ‒ Церковью ‒ единый истинный Бог стал в человеческих мирах очевидной реальностью ‒ всереальностью; и вечная жизнь стала очевидной реальностью ‒ всереальностью; и Вечная Любовь стала очевидной реальностью ‒ всереальностью; и Вечная Истина стала очевидной реальностью ‒ всереальностью. Словом, всё Божие, всяко исполнение Божества, Богочеловеком Христом стало реальностью ‒ реальностью во всех человеческих мирах ‒ телесным, вещественным, ощутимым, очевидным образом. До Богочеловека Христа, до исторического Иисуса, до Его Церкви все так называемые реальности были тенью. С Ним же ‒ всё меняется: Тело Христово, Церковь, становится всеохватной исторической реальностью. Значит, Богочеловек, или Церковь, ‒ самое очевидное и ощутимое осуществление всего Божьего, ‒ живёт как тело, то есть как человек. Человеческое существо не может придумать ничего более реального, более истинного, более бессмертного, чем реальность этого Тела. Так, в теле Церкви Христовой осуществлён идеал всего самого возвышенного в роде человеческом».
Он пронёс через всю свою жизнь, всё свое творчество глубокую веру и безграничную любовь ко Христу: Верой в воскресшего Богочеловека человек только и начинает быть человеком, освобождается от греха и смерти и обретает чувство бессмертия.
Будем же молить прп. Иустина о даровании нам такой любви ко Христу, которая выведет нас из любой тьмы, озарит светом и подарит блаженство и долгожданное бессмертие.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |