Церковная дипломатия в условиях формирования «НАТО-Православия»

В целом можно согласится с тезисами коллег: реакция мирового Православия на антиканонические действия Константинопольского патриархата в Украине действительно была достаточно вялой.

Даже имея перед собой очевидные факты массовых нарушений прав верующих в Украине они оказались неспособны энергично выступить в защиту единоверцев. И это, если говорить прямо, позор для нынешнего Православия.

Но дело здесь не только в недостаточной коммуникации представителей УПЦ и РПЦ с остальным православным миром.

Давайте скажем честно – большинство Поместных Православных Церквей находятся в западной политической системе координат. И в силу этого не являются вполне свободными в своих решениях.

Даже те Поместные Церкви, которые принадлежат к «славянскому» блоку в Православии (Болгарская, Сербская и т.д.) сейчас не могут делать заявления, не оглядываясь на западную политическую конъюнктуру.

Все они находятся, в той или иной степени, под давлением государственных властей, а также американской и брюссельской дипломатии. И все больше и больше вовлекаются в проект, который условно можно назвать «НАТО-Православие».

Таким образом, деформируется не только соборное начало Церкви, в смысле совместного обсуждения проблем, но теряется само универсальное измерение Православия. Православную Церковь хотят сделать эпифеноменом исключительно Запада и западной политической системы.

Это, конечно, не значит, что не нужно продолжать контактировать с предстоятелями и иерархами Поместных Церквей. Определенный эффект от такой коммуникации возможен даже в современных условиях.

На наш взгляд, стоит обратить больше внимания общению с теми Поместными Церквями, которые относительно удалены от западного влияния и могут более свободно выражать свое мнение – например, Иерусалимской и Антиохийской Церквям. При этом важны и наши славянские союзники в лице Сербской и Польской Церкви, которые, пожалуй, активней всех поддерживали УПЦ.

Правблог

Смотрите также

Оставить сообщение