- Опубликовано: Пресс-центр
- Темы: Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 13.01.2022
Фанар – центр современного церковного этнорасизма
Источник:
К примеру, 6 июня 2021 года, приветствуя чернокожих выпускников африканской семинарии, патриарх Феодор напутствовал их пожеланием распространять «свет Православия и… эллинизма» на африканском континенте.
Если обратится к узкому значению понятия «эллинизм», то такое пожелание африканцам выглядит достаточно иронично, поскольку именно в эпоху эллинизма произошло создание греческой империи, которое сопровождалось возникновением рабства «классического типа» и насаждением греческой культуры на завоеванных греками землях.
В целом, церковная миссия греков на всех этапах своей истории (учитывая позитивные исключения) часто сопровождалась политической и культурной дискриминацией. Как в рамках Византийской, так и Османской империи. Таких примеров более чем достаточно.
Похоже, что античная парадигма разделения народов на «цивилизованные» и «варварские» до сих пор определяет сознание отдельных церковных греков. В том числе и главы Фанара.
Как тут не вспомнить шокирующее заявление патриарха Варфоломея о первенстве греческой нации в Православии: «Наши братья славяне не могут терпеть первенство Вселенского патриархата и нашей нации в православии».
В этом контексте, именно Константинопольский патриархат является центром современного церковного этнорасизма, постоянно акцентируя на вторичности славянских Церквей в отношении «породивших» их греков. Хотя историческое развитие давным-давно уравняло все православные народы и между ними в принципе не может быть какой-либо культурной иерархии.
Обвинения в этнофилетизме со стороны профанарских греков несостоятельны и в контексте того факта, что созданная Фанаром «ПЦУ» является самым ярким примером церковного этнофилетизма в современном Православии. Поскольку эта структура насквозь пропитана идеологией национализма в своих самых крайних проявлениях. И полностью соответствует тому определению ереси этнофилетизма, которая была осуждена на соборе Константинопольской церкви в 1872 году.
Для понимания, фанариоты осудили как ересь стремление к обретению церковной автокефалии по националистическим или политическим мотивам при давлении светских властей. Конкретным поводом тогда послужило самопровозглашение автокефалии Болгарской Церковью, которую Константинополь не признавал в течении 100 лет. (Это сейчас фанариоты любят разглагольствовать о том, как они жертвовали собой, любезно предоставляя автокефалию всем желающим, в том время как история свидетельствует о том, что Константинопольский патриархат делал это крайне неохотно).
Как в головах фанариотов и профанарских сателлитов совмещается признание украинских раскольников и обвинение критиков этого антиканонического преступления в этнофилетизме – это, на наш взгляд, является предметом изучения для экспертов в области психиатрии.