Митр. Антоний (Паканич): Чем опасны двойные стандарты?

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

Мы уже говорили о том, как опасна для души ложь, особенно если она используется «ради великой цели». В этом же смысле не менее опасно явление, которое известно под названием «двойные стандарты».

С ним, вероятно, сталкивался каждый из нас. Суть этого явления проста. Как выразился в давнюю эпоху один туземец, рассуждая о том, что есть добро и зло: «Добро – это когда я украду много коров, а зло – когда у меня украдут». Это явление еще называется двойной, или «готтентотской» моралью.

И сейчас это тоже весьма распространено. Если в отношении нас совершена некая несправедливость, мы будем всячески обличать её, но если то же самое деяние сотворим мы сами или люди, близкие нам, то мы готовы быть снисходительнее и даже оправдывать эту несправедливость.

Порой в подобном оправдании люди доходят до крайней степени инфантильности, напоминая маленьких детей: «если ему можно, то и мне тоже», «а он первый начал» и т. д. Но ведь несправедливость от этого не перестает быть несправедливостью, а зло не перестает быть злом.

Когда же человек, не имеющий в себе Бога, сталкивается со злом, которого он желал (а возможно, и делал) ближнему, то часто простодушно и недоуменно восклицает, как персонаж старого анекдота: «А меня за что?»

Увы, но в наши дни, когда люди во всем мире разделены и ненависть льется через край, двойные стандарты используются как никогда раньше.

Однако мы забываем, что, может, некогда у отсталых примитивных обществ это и считалось нормой, но у христиан всё должно быть иначе.

Давайте вспомним, что нам по поводу двойной морали говорит Господь. «…Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7:2).

Сказано четко и безапелляционно. Нет никаких оговорок, никаких лазеек, никаких условий. Какие требования ты предъявляешь ближним, такие же будут предъявлены тебе самому. И здесь нет вариантов «для своих», «для христиан», «для праведников»: закон един для всех.

В конце времен судимы будут все люди. Но от нас самих, не только от наших деяний, но и от того, как мы судим других людей и себя, как мы относимся к поступкам других и своим, зависит, насколько строг будет наш личный последний суд.

Записала Наталья Горошкова
 

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение