Митр. Антоний (Паканич): Грех отдаляет людей от Бога и тем самым лишает их защиты от сил зла
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
Ветхозаветные пророчества и мы.
Когда в жизни христианина или шире – в жизни Церкви – происходят некие кризисы, мы обращаем свой взор на Священное Писание, чтобы там найти ответы на вопросы и правильные примеры поведения. Это неудивительно, ведь народ Божий что в христианскую эру, что в дохристианские времена переживал массу кризисов, бед и трагедий.
Так и народ израильский, получивший задолго до рождения Спасителя Мира особый дар – дар несения Истины. Собственно, в этом богоизбранном народе и заключалась ветхозаветная Церковь. За эту долгую историю народ Божий пережил многое: обращение к истинному Богу, египетское рабство, сорокалетнее путешествие в Землю обетованную, непосредственное получение Скрижалей Закона от Господа, установление первого в мире государства с истинной религией, но и развал этого государства, вавилонский плен, затем возвращение в Святую землю и ожидание прихода Мессии.
Красной линией через всю эту историю проходит главная мысль: кризисы следуют за отпадением народа от Истинного Бога, а прощение и восстановление – за покаянием людей.
Но всякий раз, когда народ отходил от Бога, приходили пророки, которые предупреждали о результатах этого отпадения.
Поистине страшные слова изрекает своему народу пророк Иеремия: «Так говорит о них Господь Саваоф: вот, Я пошлю на них меч, голод и моровую язву, и сделаю их такими, как негодные смоквы, которых нельзя есть по негодности их; и буду преследовать их мечом, голодом и моровою язвою, и предам их на озлобление всем царствам земли, на проклятие и ужас, на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их, за то, что они не слушали слов Моих, говорит Господь, с которыми Я посылал к ним рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, но они не слушали, говорит Господь» (Иер. 29:17–19).
Однако, как показывает пример покаявшихся ниневитян (которые не просто не относились к народу избранному, но были язычниками), покаяние способно спасти от любой беды, что мы знаем из Книги Иова.
Ветхозаветная история в известном смысле – пример всем нам. Этот пример очень прост. Грех отдаляет людей от Бога и тем самым лишает их защиты от сил зла. Покаяние, напротив, приближает к Господу как ничто другое и защищает сильнее всех сил в этом мире.
Конечно, мы вправе спросить: неужели мы грешнее всех людей, что именно на нас пали беды и лишения? И на это есть ответ. Так, Христос, говоря о людях, погибших при обрушении башни в Иерусалиме, произнес: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:4–5). Это значит, что конкретный человек может пострадать и не из-за собственных грехов и только Господу ведомо, когда лучше призвать человека к Себе. Но все наши грехи, малые или большие, в своей совокупности увеличивают количества зла в мире, а следовательно – и бедствий.
Сейчас в разных уголках земли происходят войны, эпидемии, стихийные бедствия, страдания и смерть. Однако мало кто задумывается, сколько гораздо более страшных – духовных смертей вокруг.
И спастись от этого не только в земной, но в грядущей вечной жизни можно только покаянием. И именно сейчас, в Великий пост, каждому из нас стоит задуматься о собственных грехах и очищении от них. Господь же милостив – Он примет и защитит всех покаявшихся.
Записала Наталья Горошкова
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |