Митр. Антоний (Паканич) о Таинствах Православной Церкви. Таинство Евхаристии

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере.

Оно совершается во время главного церковного богослужения – Божественной Литургии. В Евхаристии хлеб и вино становятся подлинным Телом и Кровью Христа Спасителя. И все, кто принимает эти Святые Дары, входит в теснейшее единение со Христом. В этом и заключается уникальность Евхаристии. Во время литургии в храме совершается подлинное чудо, которое человеческий разум не может вместить в полной мере. Не будет преувеличением сказать, что все церковные богослужения существуют ради Евхаристии, вся наша духовная жизнь должна быть направлена к Евхаристии. Только в Евхаристии наполняется смыслом наша церковная жизнь.

Как мы сказали, Православная Церковь с древнейших времен веровала, что в таинстве Евхаристии хлеб и вино непостижимым образом становятся истинными Телом и Кровью Христовыми. В этом веровании – принципиальное отличие православного учения о Евхаристии от протестантского, согласно которому евхаристические хлеб и вино – лишь символ, образ, залог духовного причастия. Христос, по мнению протестантов, присутствует в Евхаристии не Своей телесной сущностью, но лишь некоей животворящей силой, которая преподается тем, кто приступает к причащению с верой. Святые же отцы древней Церкви никогда не сомневались в том, что евхаристические хлеб и вино после преложения становятся истинным Телом и истинной Кровью Господа Иисуса Христа. При этом хлеб и вино сохраняют свой естественный вид и внешние характеристики, такие как вкус, цвет и т.п.

Согласно учению Церкви, Господь Иисус Христос в Евхаристических Дарах присутствует всем Своим существом, то есть и Телом, и Душою Своего человечества, и Божеством. Весь Христос присутствует в каждой части Евхаристических Даров. В молитве Литургии говорится: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый», потому что разделение Евхаристического Хлеба и Вина ни в коей мере не предполагает разделения Самого Христа. Причащаясь любой, даже самой малой частицы Святых Даров, человек принимает в себя всего Христа, соединяется с Ним.

Поскольку во Христе человеческая природа соединилась с Божеством, то и мы, принимая Святые Дары, принимаем в себя самого Христа, входим в теснейшее общение с Божеством. Это единение составляет цель всей нашей жизни. Потому так важно для всех нас регулярно участвовать в таинстве Евхаристии. Кроме того, причащаясь Тела и Крови Христа Спасителя мы уже здесь на земле предвкушаем сладость Царства Небесного.

Поэтому для каждого из нас Евхаристия – это еще и откровение о будущем, о том, что ждет нас в доме Отца Небесного.

О необходимости причащения для спасения христиан ясно сказано в евангельской беседе Спасителя о Хлебе Жизни: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54). При этом, человек должен осознавать, что польза от причащения обусловлена тем, как и в каком состоянии сам человек приступает к этому Таинству, ведь, по словам святого апостола Павла, недостойное причащение не только не спасает человека, но и наоборот, совершается им в суд и осуждение. Так, апостол пишет: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:27-29).

Когда в храме во время Литургии идет причастие, поются следующие слова: «Тело Христовой приимите, Источника Бессмертного вкусите». Всего одно предложение, но в нем ясно сказано о том, чем для нас является Евхаристия. Это приобщение к Источнику бессмертия. Человек не может жить, не вкушая пищи. Без воды и еды он просто умрет. Так и в духовной жизни. Мы духовно умираем, если отказываемся от вкушения Святых Даров. Питаясь из Евхаристической чаши, мы становимся причастниками Царства, которое ждет нас на Небе. Христиане не могут мыслить своей жизни без Литургии. И потому Евхаристия – это то, в чем мы, православные христиане, черпаем свои силы, чтобы нести в мир свидетельство о Христе, свидетельство о том, что Царствие Божие не просто близко, что оно – внутри нас. 

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение