Митр. Антоний (Паканич) о вере в жизни А. П. Чехова
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
Великий и до сих пор неузнанный Чехов… Эпохальная личность… Гений слова и духа…
Сложнейшие художественные замыслы и неординарные задачи, воплощенные в его творческих шедеврах, исполнены искания смысла жизни, правды, Бога, различных ипостасей природы человека, его чаяний и неудач, взлетов и падений…
Чехов утверждал, что в течение многих лет выдавливал из себя по каплям раба. Его жизненный путь – это Возрождение… По четкому замечанию Паустовского, стоит разложить фотографии Чехова по годам – от юношества до последних лет жизни, чтобы воочию убедиться, как постепенно исчезает с его внешности легкий налет мещанства и как все строже, значительнее и прекраснее делается его лицо и все изящнее и свободнее его одежда.
В конце жизни писателя складывается странная ситуация: Чехова, вроде, все любят, никто не отказывается от его денег, помощи, советов, им восхищаются, но никто не заботится о нем, не сострадает, нет рядом близкого человека. Чехов слабеет с каждым днем. Единственное, что у него остается, – творчество.
При слабом теле, мозг писателя работал идеально. Он много напишет, включая пьесу «Три сестры», доведет до печати 16 томов собраний своих сочинений и под занавес жизни выдаст «Вишневый сад».
Антон Павлович не строил никаких теорий, никаких философских концепций. У него нет громоздких размышлений Льва Толстого, претендующих на религию. У Чехова вообще нет законченности. Везде он ставит троеточие. Будто оставляет своим героям, которые, конечно, списаны с реально существующих людей, «воздух», дает им возможность жить дальше своим умом, развиваться в соответствии со своей природой.
Он не стал холодным и безжалостным рационалистом, судящим о мире свысока. Своих героев, как и людей, он наблюдает только, а не осуждает. Чехов сопереживает им, сам запутывается в их жизнях, сам вместе с ними пытается пробраться по загадочным лабиринтам, которые представляют собой наши жизни.
Интерес к вере Чехов пронёс через всю жизнь, о чём свидетельствуют письма и подборка книг духовного содержания в его библиотеке. В своих письмах и записных книжках Чехов всегда стоял как будто бы не «за» и не «против» религии, а против религиозной сумятицы в головах, против некритичного ответа на вопрос о существовании Бога: «Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своею совестью…», оставляя человечеству надежду на познание настоящей Истины.
Сострадательная любовь Антона Павловича к людям по воспоминаниям современников, была «требовательной и действенной»: «…нет ни низших, ни высших, ни средних нравственностей, а есть только одна, а именно та, которая дала нам во время оно Иисуса Христа…»
Очевидной становится главная черта Чехова — самопожертвование. Он как никто страдал за людей и стремился им помочь, был скромен, как подлинно великий человек. Презирал чванство, спесивость, хвастовство. Он сам себя воспитал и показал нам урок порядочности по отношению к людям и к своему призванию – писательству. К.Г. Паустовский вспоминает:
«Во всей огромной литературе о Чехове, во всех воспоминаниях о нем нет ни одного слова о том, что Чехов когда-нибудь плакал. Его слезы видел только писатель Тихонов (Серебров)… Рассказ Тихонова производит потрясающее впечатление. То были скрытые от всех ночные слезы одинокого, по существу, брошенного и умирающего человека. И слезы свои и свои страдания Чехов скрывал по своей доброте, по огромному своему мужеству и благородству, — только для того, чтобы не омрачать жизнь близких, чтобы не причинять окружающим даже тени неприятности».
Показательной является деятельность А. П. Чехова, предложившего себя в качестве «холерного врача» во время эпидемии 1892 года и безвозмездно обслуживавшего 26 соседских деревень и монастырь Давидова пустынь.
Революция, прочувствованная писателем, была неизбежной… Кто, как не он, стал рубить прекрасный цветущий вишневый сад, осознавая, что его время миновало и будущее ломит старый уклад.
Максим Горький вспоминал: «Он любил строить, разводить сады, украшать землю, он чувствовал поэзию труда. С какой трогательной заботой наблюдал он, как в саду его растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники! В хлопотах о постройке дома в Ялте он говорил:
– Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»
Иногда Антон Павлович выходил в сад, но тайком, чтобы не разбудить и не напугать мать и сестру. Мучила бессонница, и он долго бродил в ночной темноте один, как бы забытый всеми, несмотря на то, что слава его уже жила во всем мире…
Завещание Чехова в краткой фразе, которую он вложил в уста одной из своих героинь: «Умей нести свой крест и веруй».
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |