Митр. Антоний (Паканич): Пост — это испытание собственной совести перед лицом Божиим
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
Дорогие братья и сестры!
Милостью Божией приближаемся к середине Великого поста.
Еще раз зададим себе вопрос: а зачем мы вообще постимся и совершаем этот духовный подвиг?
Прежде всего, нужно напомнить, что основная цель поста не самобичевание, не соблюдение оздоровительной диеты и не попытка схорониться от проблем в молитвенной тишине келии.
Отнюдь, пост – это напряженная духовная битва за спасение собственной души.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Сам Бог всматривается в глубину нашего сердца, туда, где обитает наша настоящая личность, которая в обычное время прячется за социальными масками и психологическими наслоениями.
Именно та самая личность, которая в определенное время предстанет пред Судом Божиим во всей своей наготе, без земных наград, регалий, званий, лишенная всех материальных атрибутов, которые были приобретены ею тяжелым трудом на протяжении земной жизни.
Она предстанет пред Творцом лишь с багажом добрых или злых дел, которые были совершены или которые так и не удалось совершить. Важно понимать, что пост – это не человеческая выдумка, его утвердил Сам Господь наш Иисус Христос. А всё, что Он сделал и чему научил, было воплощением воли Его Небесного Отца.
Пост – сокровенный и невидимый подвиг. Это испытание собственной совести перед лицом Божиим. Так Господь требует от нас глубокого изменения себя и оказывает нам на этом пути всевозможную помощь.
Словно талантливый настройщик музыкальных инструментов, пост постепенно формирует наш духовный слух и гармонизует все наши душевные и телесные силы. При таком подходе наш духовный труд не когда-то потом, а ныне, сейчас приносит добрые плоды, как духовные, так и материальные.
Поскольку человек, который с помощью Божией проходит такие духовные преображения, уже живет в полном согласии с учением Христа: естественно, сознательно, активно.
Практически в режиме реального времени человек сам меняется и меняется мир вокруг. Такая личность становится чистым проводником воли Божией. Пост оказывает огромное влияние не только на жизнь верующих, но и на участь целых сообществ: сел, городов и даже народов.
В библейской Книге пророка Ионы говорится о гневе Божием на большой ассирийский город Ниневию. Господь решил наказать горожан за их грешную жизнь, но дал им шанс для покаяния и отправил к ним пророка Иону с тем, чтобы тот огласил им грозный приговор от Бога.
Нужно отдать должное ниневитянам. Услышав пророческие слова, они тут же опомнились и изменили свою жизнь. В ознаменование этих изменений бывшие грешники – от простых людей до правителя – наложили на себя строгий трехдневный пост: даже домашние животные, скот были лишены на данное время еды и питья. И вот за такой подвиг, за искреннее и глубокое раскаяние Господь помиловал жителей Ниневии.
Эта история свидетельствует о том, что глубокое раскаяние и покаяние могут переменить гнев Божий на милость. Пост – действенный способ, дарованный нам Господом для изменения мира в лучшую сторону.
И очень грустно сегодня слышать от тех, кто называет себя верующими, христианами, что в нынешнее страшное время нет места для поста и покаянных молитв, что нужно целиком погрузиться в яростную ненависть злость и агрессию, разлитую вокруг.
Какое же это заблуждение! Неужели забыли, что без Бога мы не можем иметь ничего надежного и стабильного, что мир – дар Божий, что, добровольно покорившись духу злобы, не стоит рассчитывать на помощь Творца.
Да, иногда гнев бывает уместным, тот гнев, который называется праведным. Это здоровая и естественная реакция чистой души на неестественные и разрушительные процессы, которые стремятся ворваться в нее извне.
Однако праведный гнев должен стать не разрушительной силой, а творческой. Как точно его определить? Праведный гнев всегда будет направлен не на ближнего, каким бы он ни был, что бы он ни совершил, а на врага рода человеческого, который есть источником всякого зла.
В этом смысле праведный гнев является одним из инструментов строительства духовной жизни. В тот же час, при всей кажущейся ясности вопроса о гневе, легко себя ввести в заблуждение. Лучшим критерием для распознавания праведности гнева есть отсутствие злости. Гневаясь со злостью, человек всегда грешит, какой бы благовидной ни была причина гнева.
Злость и праведность – вещи несовместимые. Наоборот, пост и молитва должны умягчать сердца, а не делать их более жестокими, давать душевное спокойствие, побуждать нас к проявлению христианской любви, способствовать схождению на нас благодати и милости Божией.
Искренне желаю всем нам такого успешного и благотворного прохождения поста. Желаю, чтобы пример подвига Христа Спасителя и осознание нашей особенной миссии как Его учеников и последователей стали залогом мира в нашей стране, источником возрождения и духовного воскресения нашего многострадального народа.
Записала Наталья Горошкова
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |