Митрополит Антоний (Паканич). Толкование Символа веры. 4 часть
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
4-й член. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Святитель Афанасий Великий в одном из своих слов замечает: все люди умирают, потому что рождаются, и лишь Один родился, чтобы умереть. Этим одним человеком является Господь наш Иисус Христос. Сын Божий приходит в этот мир с одной целью: Своею смертью освободить всех нас от власти смерти. Христос и Сам о Себе в Евангелии говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Ветхозаветный закон гласил: каждый грешник должен быть наказан. Однако Бог по Своему человеколюбию, не желая, чтобы человечество погибло, взял все человеческие грехи на Себя. При этом грех был опасен для человека не сам по себе как поступок, который удалял его от Бога, но еще и тем, что именно грех был причиной появления в нашем мире смерти. Следовательно, для спасения человека необходимо было победить не только сам грех, но и происходящую от него смерть. Смерть же – это небытие, ничто, а ничто нельзя победить извне. Смерть можно победить только изнутри, наполнив Божественной Жизнью. Именно поэтому Бог становится человеком и дает смерти войти в Себя, ведь только в Боге смерть не может найти себе пищи и умирает сама. Не случайно на Пасху, самый большой праздник всех православных христиан, Церковь восклицает: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Святые отцы говорят: если до Христа смерть была той ужасной преградой, которая навеки отделяла человека от Бога, то после Крестной смерти Христа сама смерть преобразилась: она уже более не отделяет человека от Бога, но, наоборот, дает человеку возможность встречи с Ним. Святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорит: смерть Христа спасла погибавшую вселенную; эта смерть соединила Небо и землю; эта смерть разрушила власть диавола и соделала людей сынами Божиими; эта смерть возвела человеческое естество на Царский Престол.
Кроме того, в 4-м члене Символа веры есть неслучайное уточнение. Здесь говорится о том, что распятие Христа произошло при «Понтийстем Пилате». Зачем нужно такое уточнение? А оно, по сути, было вставлено для того, чтобы подтвердить реальность самого распятия: распятие – это не вымысел какой-то группки людей, но реальное историческое событие, которое произошло в конкретном месте в конкретное время. И, памятуя об этом событии, каждый верующий православный христианин носит на своем теле крест как напоминание о безграничной любви Божьей и той великой жертве, которую Бог принес ради спасения каждого человека.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |