Митрополит Антоний (Паканич). Толкование Символа веры. 5 часть
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
5-й член. И воскресшаго в третий день по Писанием.
Один христианский мыслитель сказал: «Удивительно, но именно пустой гроб стал колыбелью христианства». Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа стало новой отправной точкой в истории всего человечества. Воскресение Христово – это основание нашей веры. Святой Первоверховный апостол Павел утверждает: «…Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Почему он так говорит?
Рассматривая предыдущий четвертый член Символа веры, мы говорили о том, что Сын Божий становится Сыном Человеческим, дабы спасти человека, вновь соединить его с Богом. Но для этого недостаточно было, чтобы Бог родился как человек и умер за нас. Своею смертью на Кресте Господь уничтожает власть диавола, греха и смерти над человеческой природой. При этом сама человеческая природа изменяется только в Воскресении. Только в Воскресении она полностью преображается и обоживается. Святые отцы приводят следующий пример: Своим Воскресением Христос как бы переплавляет воспринятую Им в Воплощении человеческую природу, очищая её от всего того, что она приобрела впоследствии грехопадения, как, например, склонность ко греху, тленность и смертность. И именно такую – воскресшую и обоженную – природу Христос вновь возвращает нам в Таинстве Евхаристии.
В то же время Символ веры не просто говорит о Воскресении Христа, но уточняет, что данное событие произошло «в третий день по Писанием». Для чего необходимо такое дополнение? Данные слова указывают на одну существенную истину – на преемственность Ветхого и Нового Заветов. Ведь, по сути, все основные события Нового Завета были предсказаны или символически предизображены еще в Завете Ветхом. И Воскресение Христа тому не исключение. Так, пожалуй, самым ярким образом Воскресения Господа Иисуса Христа в Ветхом Завете, на что указывал во время Своей земной жизни и Сам Спаситель, является образ тридневного пребывания святого пророка Ионы во чреве кита. И именно этот образ, по замечанию святых отцов, очень хорошо показывает, что благодаря пришествию Мессии смерть будет поглощена жизнью и вместо тления человечество облечется в нетление.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |