Митрополит Антоний (Паканич). Толкование Символа веры. Часть 10

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

10-й член. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

10-й член Символа веры содержит в себе исповедание единства Крещения, под которым подразумеваются все Церковные Таинства. Таинства – это особые священнодействия, установленные Самим Господом нашим Иисусом Христом или Его святыми апостолами, в которых человеку посредством внешних обрядов преподается спасительная благодать Святого Духа. Один современный богослов так и говорит: Таинства – это не что иное, как жизнь Святого Духа в Церкви.

Православная Церковь признает существование семи Таинств. Первым таким Таинством является Крещение, которое есть, по сути, новым духовным рождением человека. В этом Таинстве человек умирает для греха и рождается для Бога: он очищается от всех грехов, ведь именно грех является препятствием для человека на пути к Богу, и таким образом становится членом Церкви Христовой. Именно поэтому в Символе веры говорится только о Крещении, потому что без Крещения жизнь в Церкви невозможна. Сам Господь говорит о важности Крещения: «…Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). А так как Крещение является духовным рождением человека, оно может быть только единократным. В силу этого в Символе веры исповедуется именно «едино крещение», так как невозможно родиться дважды: ни физически, ни духовно.

Следующее Таинство, которое также является обязательным для православного христианина, – Миропомазание. В этом Таинстве верующему посредством помазания определенных частей тела святым миром преподается особая благодать Божия – дар Святого Духа – которая способна возрастить и укрепить полученную в Крещении духовную жизнь человека.

Таинство Евхаристии, по словам святых отцов, есть Таинством Таинств. Это, по сути, главная цель бытия Церкви. Именно в этом Таинстве человек становится причастником Тела и Крови Христовых. В Таинстве Евхаристии мы соединяемся с Богом и таким образом вступаем в процесс обожения, который начинается в этой жизни и достигает полноты в инобытии – Царстве Божием.

Следующее Таинство – Таинство Покаяния. В этом Таинстве верующий посредством искреннего раскаяния получает от священнослужителя разрешение всех грехов. О том, насколько важно покаяние как испытание собственной совести, особенно перед принятием в себя Евхаристии, говорит святой апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:28–29).

Таинство Брака – это Таинство, которое фактически было установлено еще в раю до грехопадения прародителей Адама и Евы. Это Таинство, в котором двое – муж и жена – становятся единой плотью, и им дается благодатная сила к возрастанию и укреплению их взаимной любви и правильному христианскому воспитанию детей. О важности этого Таинства очень красочно говорит святой апостол Павел, сравнивая его даже с союзом Христа и Церкви: «…Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:23–24; 31–32).

Елеосвящение – это Таинство, предназначенное для людей, которых посетила болезнь. В этом Таинстве посредством помазания определенных частей тела освященным елеем подается благодать Божия, исцеляющая и врачующая как телесные, так и духовные недуги человека.

И, наконец, есть еще одно Таинство, без которого, по сути, невозможно существование других Таинств. Это Таинство Священства. В этом Таинстве человеку мужского пола через возложение епископских рук подается особая благодать к священнослужению. Человек, получивший благодать священства, сам становится совершителем Таинств, а в Церкви сохраняется благодатная преемственность, идущая еще от святых апостолов.

Таким образом, 10-й член Символа веры является прямым продолжением предыдущего – 9-го члена, содержащего веру в Церковь, так как именно Святые Таинства являются плодом и смыслом бытия самой Церкви. Потому что именно в Таинствах Святая Церковь осуществляет свое служение человеческому роду, являющееся продолжением спасительной миссии Господа нашего Иисуса Христа.

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение