Митрополит Антоний (Паканич). Толкование Символа веры. Часть 2
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
2-й член. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Главная мысль второго члена Символа веры заключается в том, чтобы показать, что Господь наш Иисус Христос не просто великий человек, но Бог, вторая Ипостась Пресвятой и Живоначальной Троицы. По сути, практически все вероучительные споры, которые возникали на заре христианства, вращались вокруг одного вопроса: кто такой Иисус Христос? Одни говорили, что Он только человек, другие – только Бог, и лишь Православие утверждало, что Христос одновременно и полноценный Бог, и полноценный человек, Богочеловек.
Так, например, еретики-ариане, в полемике с которыми, собственно, и вырабатывался привычный для нас текст Символа веры, выступали против одного, казалось бы, незначительного слова, содержащегося именно во втором члене Символа веры – слова «Единосущный». Но именно это слово и стало знаменем Православия. Еретики не принимали его, так как полагали, что ничто и никто не может быть единосущным Богу Отцу, даже Сын, ведь тем самым якобы нарушается сам принцип единобожия в христианстве.
Ариане считали, что Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы – это не Бог в полном смысле этого слова, но первое и высшее творение Бога, а значит, Он никак не может быть единосущным Отцу. Православные же утверждали, что Сын и Отец имеют одну сущность, так как природа Божественная одна и неделима.
Почему же Православие старалось всеми силами доказать Божественность Христа? Потому что только в том случае, если Сын Божий такой же Бог, как и Отец и Святой Дух, мы можем говорить о спасении человека. Святые отцы единогласно утверждают: если Христос не Бог, тогда всё то, что Он совершает ради нас, не имеет никакого значения, ведь человек, пусть даже и самой высокой нравственности, никогда не смог бы спасти весь человеческий род. Это возможно только Богу. И те, кто сомневался в Божественности Христа, тем самым отрицали и всё домостроительство Божественного спасения, ради которого Бог стал человеком.
Именно поэтому мы, как православные христиане, верим не просто в Единого Бога Отца, но также и в Его Единородного Сына, Который единосущен Отцу, а значит, заслуживает равного с Ним почитания и поклонения.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |