Митрополит Антоний (Паканич). Толкование Символа веры. Часть 3
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
3-й член Символа веры. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Третий член Символа веры говорит нам о том, в чем, собственно, заключается вся суть Православной веры – о том, что ради спасения всего человечества Сам Бог стал одним из людей. Но почему Ему понадобилось стать человеком? Святые отцы практически единогласно утверждают: Бог стал человеком, чтобы человек смог стать богом. Человек был создан Богом для постепенного обожения. Пребывая в общении с Богом, человек приобщался к Его Вечности и тем самым сам должен был становиться бессмертным. Однако в силу грехопадения человек разорвал свою связь с Богом и лишил себя возможности обожения и вечной жизни.
В то же время грехопадение Адама и Евы повлияло не только на качество их взаимоотношений с Богом. Сама человеческая природа в результате грехопадения повредилась, стала тленной и смертной. А так как Адам и Ева являются родоначальниками всего человечества, их поврежденная природа передалась всем потомкам. Из-за греха прародителей весь человеческий род оказался склонным к греху и попал в рабство диаволу. Тяжесть данного положения была обусловлена еще и тем, что сам человек из-за своего повреждения никогда бы не смог восстановить свои отношения с Богом. Это мог сделать только Бог. И именно ради этого Сын Божий, вторая Ипостась Пресвятой Троицы, по слову Символа веры, сходит с Небес, воплощается от Пресвятой Девы Марии и становится полноценным человеком, за исключением только одного – в Нем никогда не было греха.
Рассматривая второй член Символа веры, мы говорили о том, что спасти человека мог только Бог. Следовательно, Господь наш Иисус Христос как Спаситель мира, прежде всего, должен быть Богом. Но одного этого было бы недостаточно. Чтобы спасти человека, Христос должен быть не только Богом, но и человеком. Ведь спасение – это двусторонний акт. Бог со Своей стороны делает всё, что необходимо для спасения человека – уничтожает власть греха, побеждает тление и смерть и разрушает царство диавола. Для того же, чтобы спасение было полноценным, его нужно не только совершить, но еще и принять. В этом как раз и заключается человеческая сторона спасения: человек должен принять всё то, что ради него делает Бог. Именно поэтому для спасения человека был нужен не просто Бог или просто человек, но Богочеловек, Который, будучи полноценным Богом, мог совершить спасение и в то же время, будучи таким же полноценным человеком, мог усвоить совершенное Им дело спасения всему человечеству.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |