Митрополит Антоний (Паканич). Толкование Символа веры. Часть 9

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

9-й член. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

9-й член Символа веры выражает исповедание веры в Церковь. Что такое Церковь? Классическое определение «Православного катехизиса» гласит: «Церковь – это Богом установленное общество людей, которые объединены между собой верой в Господа Иисуса Христа, Законом Божиим, Таинствами и священноначалием». Однако данное определение не является исчерпывающим. Оно скорее указывает только на одну грань Церкви – Церковь земную, или воинствующую. Согласно же церковному учению, есть еще одна грань Церкви – более многочисленная, чем земная. Это Церковь Небесная, или торжествующая. Именно об этой Церкви пишет святой апостол Павел в своем послании к Евреям: «…Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех – Богу, и к духам праведников, достигших совершенства…» (Евр. 12:22–23). Таким образом, Церковь Небесная включает в себя, во-первых, всех святых Ангелов, во-вторых, ветхозаветных праведников, в-третьих, всех святых, прославленных Церковью Христовой, и, в-четвертых, всех усопших в вере христианской. Это значит, что понятие Церковь достаточно обширно. Один известный богослов как-то отметил: невозможно определить, что такое Церковь, потому что Церковь – это, прежде всего, Тело Христово, единым главой которого является Господь наш Иисус Христос. Следовательно, Церковь не некая человеческая организация или институция, а богочеловеческий организм. И поэтому именно образ Церкви как Тела Христова является самым подходящим для ее определения.

В то же время, исповедуя веру в Церковь, мы говорим о том, что она имеет 4 особых существенных свойства: единство, святость, соборность и апостольство. Что это за свойства? Стоит отметить, что указанные свойства называются существенными по той причине, что без них Церковь перестала бы быть Церковью.

Почему мы называем Церковь единой? Прежде всего, потому, что, как мы сказали ранее, она является Телом Христовым, а Христос – один. Таким образом, единство – характеристика количественная. Сам Господь в Евангелии говорит: «…Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается её единство: единое стадо, единая виноградная лоза и т. д.

Однако единство Церкви есть нечто большее, чем количественное единство. Церковь не просто одна, она едина, единство – это принцип ее бытия. Церковь не есть механическое, внешнее объединение разнородных элементов, но единое живое целое, Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем согласии и гармонии. А значит, единство Церкви – это не только количественная категория, но и качественная. Единство Церкви проявляется по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы. Ведь и Христос в Своей Первосвященнической молитве обращается к Богу Отцу: «…Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17:21).

Говоря о святости Церкви, мы понимаем, что святость – это одно из свойств Божественной природы. И именно этим свойством Бог делится с нами и призывает нас к нему: «…Освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44). Церковь свята, прежде всего, потому, что свят ее Глава, Господь Иисус Христос. Святой апостол Павел замечает, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: «…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27).

В то же время Церковь – это собрание не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признает не только праведников, но и грешников. Согласно «Пространному христианскому катехизису», святость Церкви никоим образом не затемняется греховностью людей; всё греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви.

Третьим свойством Церкви является соборность, или кафоличность. «Пространный христианский катехизис» по поводу этого свойства говорит следующее: Церковь именуется соборной и кафолической, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Слово «кафолическая» происходит от выражения καθ᾽ ὅλον (каф олон), что в переводе буквально означает «по всему целому» и выражает высшую степень всеобъемлемости и полноты. В славянском переводе данное слово передано как «соборный». Слово «соборность» также указывает на собранность воедино, т. е. означает законченность и полноту. По словам митр. Макария (Булгакова), Церковь называется кафолической, или соборной: по пространству, поскольку она не ограничивается никаким местом; по времени, поскольку она будет существовать до скончания века; по своему устройству, поскольку: Церковь не связана с каким-либо гражданским устройством, ее богослужение не привязано к определенному месту, как это было в ветхозаветной Церкви, а церковная иерархия не связана с определенным родом или коленом, как это было принято в ветхозаветные времена. Иными словами, соборность Церкви выражается в том, что каждый человек во всяком месте, в любое время, независимо от каких-либо индивидуальных особенностей и внешних условий, может получить в Церкви все необходимое для спасения.

Апостольской же Церковь именуется по той причине, что Церковь послана в мир, дабы привести его ко Христу. Следовательно, апостольство – это цель бытия Церкви. Кроме того, Церковь является апостольской также и по своему основанию. По словам святого апостола Павла, Церковь утверждена на основании апостолов. Апостолы – основание Церкви, так сказать, в ее хронологическом смысле: они стояли у истоков исторического бытия Церкви, передали Церкви учение веры и жизни, установили по заповеди Господа Таинства и священнодействия, начала канонической структуры, поставили первых епископов, положив основание иерархической структуре Церкви. Отрицая Церковь, спастись невозможно. Вне Церкви нет спасения – именно так говорят практически все святые отцы, учившие о Церкви, начиная со священномученика Киприана Карфагенского, пострадавшего за Церковь в III веке, и заканчивая священномучеником Иларионом (Троицким), архиепископом Верейским, отдавшим свою жизнь за Христа в веке ХХ.

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение