- Опубликовано: Митрополит Лука
- Темы: Митрополит Лука, Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 24.07.2023
Митрополит Лука: Имя Христа – теория и практика
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки:
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Имя Христа – теория и практика.
«Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» – кричали слепцы Христу, ища у Него исцеления от слепоты. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных», – молимся мы Спасителю, прося у Него исцеления от греха. Святые Отцы называли Иисусову молитву «священной тайной Церкви». Не потому, что в ней содержится какой-то эзотеризм, а потому что через непрестанное призывание священного Имени Христа освящается наше сердце и обОживается душа.
Споры о значении Имени Христа вылились в трагические страницы в истории Церкви. Они показывали колоссальную разницу между практиками и теоретиками, между книжниками и подвижниками, между теми, кто спасается и теми, кто только учит о спасении.
«Имяславие» было названо книжниками учением «бессмысленным и богохульным» (Константинопольский Патриарх Иоаким ІІІ), учение «имябожников» решением Священного Синода РПЦ (май 1913 г.) осуждено как еретическое, а исповедующие его русские монахи Афона в том же году были насильно вывезены со Святой Горы на военном пароходе и подвергнуты жесточайшим репрессиям.
Духовные практики, жившие в то же время, держались мнения противоположного решению Священного Синода РПЦ. «В этом Имени (Иисуса Христа) ты имеешь все существо Господа», «Имя Господа да будет тебе вместо Самого Господа», «Имя Господа есть Сам Господь — Дух везде сый и все наполняющий», – пишет св. Иоанн Кронштадтский в своих письмах. «Бог везде, и, конечно, Он находится и в Своём Имени» (епископ. Феофан Полтавский). Сторонниками этой практики были преподобномученица великая княгиня Елизавета, преподобный Варсонофий Оптинский и др. «Бог не есть Имя, но Имя есть Бог» – так можно кратко выразить сущность учения имяславцев.
Имяславие неразрывно связано с практикой исихазма или умного делания, которое является древнейшей традицией монашеского подвига. Возрождение и второе дыхание эта традиция получила благодаря преподобному Иосифу Исихасту (+1959). Его многочисленные ученики стали миссионерами исихазма и проповедовали его по всему миру. Только один Ефрем Аризонский основал в Америке девятнадцать монастырей, в которых не только монахи, но и трудники, и паломники читают вслух Иисусову молитву. Харлампий Дионисиатский (+2001) и Ефрем Катунакский (+1998) настаивали на необходимости чтения словесной Иисусовой молитвы не только монахам, но и мирянам.
Корень зла находится в нашем сердце, а просачивается оно туда через наши мысли, другого пути у него нет. Самый простой и верный способ перекрыть этот источник — это привязать ум к Имени Христа и хранить внимание в Боге, а не в помыслах. Но для того, чтобы понять внутренний механизм этой традиции, как он осуществляется на практике, нужен опыт борьбы за спасение души, который кабинетным богословам недоступен. Кому больше доверять – практикам или теоретикам – пускай каждый решает сам. Но при выборе, у кого делать операцию, я бы предпочёл простого хирурга, который занимается этим ежедневного, чем ученого академика, преподающего в медицинском университете и забывшего, как держать скальпель в руке.
Имя Христа – теория и практика.
«Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» – кричали слепцы Христу, ища у Него исцеления от слепоты. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных», – молимся мы Спасителю, прося у Него исцеления от греха. Святые Отцы называли Иисусову молитву «священной тайной Церкви». Не потому, что в ней содержится какой-то эзотеризм, а потому что через непрестанное призывание священного Имени Христа освящается наше сердце и обОживается душа.
Споры о значении Имени Христа вылились в трагические страницы в истории Церкви. Они показывали колоссальную разницу между практиками и теоретиками, между книжниками и подвижниками, между теми, кто спасается и теми, кто только учит о спасении.
«Имяславие» было названо книжниками учением «бессмысленным и богохульным» (Константинопольский Патриарх Иоаким ІІІ), учение «имябожников» решением Священного Синода РПЦ (май 1913 г.) осуждено как еретическое, а исповедующие его русские монахи Афона в том же году были насильно вывезены со Святой Горы на военном пароходе и подвергнуты жесточайшим репрессиям.
Духовные практики, жившие в то же время, держались мнения противоположного решению Священного Синода РПЦ. «В этом Имени (Иисуса Христа) ты имеешь все существо Господа», «Имя Господа да будет тебе вместо Самого Господа», «Имя Господа есть Сам Господь — Дух везде сый и все наполняющий», – пишет св. Иоанн Кронштадтский в своих письмах. «Бог везде, и, конечно, Он находится и в Своём Имени» (епископ. Феофан Полтавский). Сторонниками этой практики были преподобномученица великая княгиня Елизавета, преподобный Варсонофий Оптинский и др. «Бог не есть Имя, но Имя есть Бог» – так можно кратко выразить сущность учения имяславцев.
Имяславие неразрывно связано с практикой исихазма или умного делания, которое является древнейшей традицией монашеского подвига. Возрождение и второе дыхание эта традиция получила благодаря преподобному Иосифу Исихасту (+1959). Его многочисленные ученики стали миссионерами исихазма и проповедовали его по всему миру. Только один Ефрем Аризонский основал в Америке девятнадцать монастырей, в которых не только монахи, но и трудники, и паломники читают вслух Иисусову молитву. Харлампий Дионисиатский (+2001) и Ефрем Катунакский (+1998) настаивали на необходимости чтения словесной Иисусовой молитвы не только монахам, но и мирянам.
Корень зла находится в нашем сердце, а просачивается оно туда через наши мысли, другого пути у него нет. Самый простой и верный способ перекрыть этот источник — это привязать ум к Имени Христа и хранить внимание в Боге, а не в помыслах. Но для того, чтобы понять внутренний механизм этой традиции, как он осуществляется на практике, нужен опыт борьбы за спасение души, который кабинетным богословам недоступен. Кому больше доверять – практикам или теоретикам – пускай каждый решает сам. Но при выборе, у кого делать операцию, я бы предпочёл простого хирурга, который занимается этим ежедневного, чем ученого академика, преподающего в медицинском университете и забывшего, как держать скальпель в руке.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ ЛУКА Митрополит Запорожский и Мелитопольский Все публикации автора »» |