- Опубликовано: Митрополит Лука
- Темы: Митрополит Лука, Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 13.02.2023
Митрополит Лука: Как нам вернуться в Отчий дом
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки:
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Как нам вернуться в Отчий дом.
Удивительным образом сочетается притча о Блудном сыне с посланием апостола Павла к Коринфянам, которые мы сегодня читали на литургии. Апостол учит нас тому, что нельзя тело сводить только к физиологическим потребностям чрева и проч., потому что оно есть храм Божий. Ведь мы призваны не только душой, но и телом войти в Царство Небесное. Между душой и телом есть некое неслиянное единство, центром которого есть наше сердце. Душа животворит тело и пользуется им, как орудием. Связь души и тела – основа воскресения человека во всей его полноте. Поэтому весь душевно-телесный состав человека есть храм Божий, в котором нельзя разъединять форму и содержание, тело от души и душу от духа. Человек славит Бога душой, живя по заповедям, духом в молитве, телом через делание добрых дел. «Если по человеческому суду вора, который зашел в чужой дом и ограбил его, ждет наказание, то что же ждёт душу, которая сделала из храма своего тела прибежище блудницами и разбойникам?» – спрашивает нас святитель Иоанн Златоуст.
Но кто эти воры и разбойники? Здесь нам нужно вспомнить сегодняшнюю притчу. По мысли святых отцов, человеческий ум, уйдя из Отчего дома (своего сердца) в страну далече, сделался прибежищем этих воров и разбойников. Свиньи, которых он кормит рожками впечатлений, «новостей» и эмоций, есть наши мысли и помыслы. Человек вместо того, чтобы вернуть ум в сердце, живет своим альтер эго (вторым я), которым стал его непоседливый ум. Этот ум бегает по всему миру, собирает в нем мусор и всякую нечистоту, и все это несет к нам в душу, для того чтобы осквернить ее. Мы думаем, что мы – это наши мысли, но именно так нас и обманывает ум. Мысли человека — это слепок его эгоизма. Наше истинное я – наш дух, тот, кто молча наблюдает за всем, что происходит в душе, мучается от этого и страдает. Если мы внимательно присмотримся к себе, то без труда увидим, что корень всех наших проблем не в том, что происходит вокруг нас, а в том, что происходит внутри нас самих. Весь окружающий мир находится только в нашей голове. И пока наш ум живет своим эгоизмом в этом мире, мы будем мучиться, страдать и грешить, не в силах противостоять натиску хорошо вооружённого и обученного воинства мыслей, рожденных диаволом. В этом корень и суть всей нашей духовной брани.
Задача человека – вернуть ум в сердце, очистить и то, и другое с помощью молитвы, и таким образом изгнать из своего сердечного храма все то, что не дает возможности Духу Святому обитать в нас. Когда наш блудный ум вернется со смирением и покаянием к Небесному Отцу, который ждет нас в глубинах нашего духовного сердца, тогда мы и получим тот дар любви и всепрощения, которые получил блудный сын от своего Отца. Но путь этот нелёгок, он требует большого внимания к себе (трезвения) и опытного умения привязывать внимание не к помыслам, которые роятся в нашей голове, а к словам постоянной краткой молитвы. Так вниманием, удерживая ум на верхушке своего сердца и не отпуская его наружу благодаря непрестанной молитве, подвижник очищает его, приходя к состоянию бесстрастия, после чего в его душу вселяется благодать Божия и он становится храмом Духа Святого.
Как нам вернуться в Отчий дом.
Удивительным образом сочетается притча о Блудном сыне с посланием апостола Павла к Коринфянам, которые мы сегодня читали на литургии. Апостол учит нас тому, что нельзя тело сводить только к физиологическим потребностям чрева и проч., потому что оно есть храм Божий. Ведь мы призваны не только душой, но и телом войти в Царство Небесное. Между душой и телом есть некое неслиянное единство, центром которого есть наше сердце. Душа животворит тело и пользуется им, как орудием. Связь души и тела – основа воскресения человека во всей его полноте. Поэтому весь душевно-телесный состав человека есть храм Божий, в котором нельзя разъединять форму и содержание, тело от души и душу от духа. Человек славит Бога душой, живя по заповедям, духом в молитве, телом через делание добрых дел. «Если по человеческому суду вора, который зашел в чужой дом и ограбил его, ждет наказание, то что же ждёт душу, которая сделала из храма своего тела прибежище блудницами и разбойникам?» – спрашивает нас святитель Иоанн Златоуст.
Но кто эти воры и разбойники? Здесь нам нужно вспомнить сегодняшнюю притчу. По мысли святых отцов, человеческий ум, уйдя из Отчего дома (своего сердца) в страну далече, сделался прибежищем этих воров и разбойников. Свиньи, которых он кормит рожками впечатлений, «новостей» и эмоций, есть наши мысли и помыслы. Человек вместо того, чтобы вернуть ум в сердце, живет своим альтер эго (вторым я), которым стал его непоседливый ум. Этот ум бегает по всему миру, собирает в нем мусор и всякую нечистоту, и все это несет к нам в душу, для того чтобы осквернить ее. Мы думаем, что мы – это наши мысли, но именно так нас и обманывает ум. Мысли человека — это слепок его эгоизма. Наше истинное я – наш дух, тот, кто молча наблюдает за всем, что происходит в душе, мучается от этого и страдает. Если мы внимательно присмотримся к себе, то без труда увидим, что корень всех наших проблем не в том, что происходит вокруг нас, а в том, что происходит внутри нас самих. Весь окружающий мир находится только в нашей голове. И пока наш ум живет своим эгоизмом в этом мире, мы будем мучиться, страдать и грешить, не в силах противостоять натиску хорошо вооружённого и обученного воинства мыслей, рожденных диаволом. В этом корень и суть всей нашей духовной брани.
Задача человека – вернуть ум в сердце, очистить и то, и другое с помощью молитвы, и таким образом изгнать из своего сердечного храма все то, что не дает возможности Духу Святому обитать в нас. Когда наш блудный ум вернется со смирением и покаянием к Небесному Отцу, который ждет нас в глубинах нашего духовного сердца, тогда мы и получим тот дар любви и всепрощения, которые получил блудный сын от своего Отца. Но путь этот нелёгок, он требует большого внимания к себе (трезвения) и опытного умения привязывать внимание не к помыслам, которые роятся в нашей голове, а к словам постоянной краткой молитвы. Так вниманием, удерживая ум на верхушке своего сердца и не отпуская его наружу благодаря непрестанной молитве, подвижник очищает его, приходя к состоянию бесстрастия, после чего в его душу вселяется благодать Божия и он становится храмом Духа Святого.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ ЛУКА Митрополит Запорожский и Мелитопольский Все публикации автора »» |