- Опубликовано: Митрополит Лука
- Темы: Митрополит Лука, Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 10.12.2023
Митрополит Лука: Слепота закона и зрячесть любви
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки:
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Слепота закона и зрячесть любви.
Сегодня мы с вами слышали о том, как Спаситель сотворил чудо – исцелил женщину, которая много лет страдала неизлечимой болезнью. Но исцелил, по мнению фарисеев и книжников, не вовремя, потому что это был субботний день. В этот день, по их словам, исцелять было нельзя, так как это день покоя.
Сердце, оледенелое своей мелкой человеческой правдой, становится слепым, глухим и жестоким к боли и страданию других людей. Субботний день, день покоя, дан был Богом для того, чтобы люди, оторвавшись от своих земных забот, подняли голову к небу и обратили свою душу к Небесному Отцу. Но законники возвели его в статус «ничего не делания». Точно такое же отношение и у наших крещенных, но не воцерковленных, христиан к церковным праздникам. Работать в этот день нельзя, потому что праздник. Но зато можно бездельничать, заниматься своими делами, отдыхать, вместо того чтобы пойти в храм, обратиться к Богу, очистить душу молитвой.
Но и церковные люди, делая положенное по уставу, далеко не всегда понимают к чему это должно привести. Вычитывание «правила ко Причастию» не является допуском к этому таинству. Это средство для умягчения души и сердца, для воспитания в себе благоговения по отношению к таинству. Если мы его просто «вычитываем», если сердце не откликается на слова молитвы, то пользы от такого чтения будет мало. Исповедь перед Причастием также не есть формальная процедура, на которой нужно произнести ритуальную формулу: «Грешен делом, словом и помышлением – каюсь». Это прежде всего вдумчивое, покаянное состояние человеческой души. Ведь только смиренному Бог дает благодать, а гордому сердцу Он противится. Положенный по уставу физический пост без поста духовного превращается в обычную диету.
Законник, осудивший Христа за исцеление в субботу, имел многолетний опыт жизни в иудаизме. Но его чёрствое сердце не смогло почувствовать, что рядом с ним стоит Сам Творец Законов. Так и наши сердца, если будут слепо следовать букве церковного устава, не понимая его духа, не видя цели, ради чего нам даны все эти предписания, будут становиться только грубее и бесчувственнее. Мы должны помнить и знать, что любовь всегда превозносится над судом, а милосердие стоит выше справедливости.
Слепота закона и зрячесть любви.
Сегодня мы с вами слышали о том, как Спаситель сотворил чудо – исцелил женщину, которая много лет страдала неизлечимой болезнью. Но исцелил, по мнению фарисеев и книжников, не вовремя, потому что это был субботний день. В этот день, по их словам, исцелять было нельзя, так как это день покоя.
Сердце, оледенелое своей мелкой человеческой правдой, становится слепым, глухим и жестоким к боли и страданию других людей. Субботний день, день покоя, дан был Богом для того, чтобы люди, оторвавшись от своих земных забот, подняли голову к небу и обратили свою душу к Небесному Отцу. Но законники возвели его в статус «ничего не делания». Точно такое же отношение и у наших крещенных, но не воцерковленных, христиан к церковным праздникам. Работать в этот день нельзя, потому что праздник. Но зато можно бездельничать, заниматься своими делами, отдыхать, вместо того чтобы пойти в храм, обратиться к Богу, очистить душу молитвой.
Но и церковные люди, делая положенное по уставу, далеко не всегда понимают к чему это должно привести. Вычитывание «правила ко Причастию» не является допуском к этому таинству. Это средство для умягчения души и сердца, для воспитания в себе благоговения по отношению к таинству. Если мы его просто «вычитываем», если сердце не откликается на слова молитвы, то пользы от такого чтения будет мало. Исповедь перед Причастием также не есть формальная процедура, на которой нужно произнести ритуальную формулу: «Грешен делом, словом и помышлением – каюсь». Это прежде всего вдумчивое, покаянное состояние человеческой души. Ведь только смиренному Бог дает благодать, а гордому сердцу Он противится. Положенный по уставу физический пост без поста духовного превращается в обычную диету.
Законник, осудивший Христа за исцеление в субботу, имел многолетний опыт жизни в иудаизме. Но его чёрствое сердце не смогло почувствовать, что рядом с ним стоит Сам Творец Законов. Так и наши сердца, если будут слепо следовать букве церковного устава, не понимая его духа, не видя цели, ради чего нам даны все эти предписания, будут становиться только грубее и бесчувственнее. Мы должны помнить и знать, что любовь всегда превозносится над судом, а милосердие стоит выше справедливости.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ ЛУКА Митрополит Запорожский и Мелитопольский Все публикации автора »» |