- Опубликовано: Митрополит Лука
- Темы: Митрополит Лука, Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 19.03.2021
Митрополит Лука: Христос посреди нас, дорогие мои читатели! Канон…
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки:
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Канон Андрея Критского.
Великий пост начинается со чтения великого покаянного канона Андрея Критского. В этом каноне преподобный Андрей ведет нас по Библейским стезям, чтобы показать «како может Бог прокаженное житие убелити и очистити». Каждая строка этого канона обращает наш ум внутрь нашего сердца. Через призму Библейской истории мы смотрим на состояние собственной души.
«Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда… Яко Каин, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная и жертву порочную, и непотребное житие принесохом…».
«На тобі, Боже, що мені не гоже» – так говорят у нас в народе. Здесь дело не только в том, что люди часто и в храм жертвуют то, что не жалко выкинуть. Но и то, что по всей своей жизни человек приносит Богу объедки от своей обильной трапезы. На себя «родного» человек готов тратить дни, месяцы и годы. А на Бога, в лучшем случае, лишь пару часов в неделю и по пятнадцать минут утром и вечером. Не будет ли в этом случае наша молитва перед Богом такой же неприятной, как и жертва Каина?
Оглядываясь на прожитую жизнь, кто из нас не скажет эти слова: «От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие». Золотая пора детства с ее простотой, чистотой и кроткой ясностью закончилась быстро. Но вместо того, чтобы сохранить в себе те дары, которые мы получили от рождения и от крещения, что мы сделали с чистотой души, когда вступили в пору юности? На что пошла энергия молодых сил, талантов, горения сердца? Об этом многим, к сожалению, «срамно есть и глаголати» (Еф. 5:12).
«Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, образ да устрашит тя содомский, горе в Сигор спасайся». Наши сердца стали соляными столпами, живущими каменной бесчувственностью к горнему миру. Все это потому, что люди постоянно оглядываются назад, будучи душой привязаны к греховным наслаждениям этого мира, к его благам, к тем дарам, о которых говорит сатана: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:9). Сколько нам нужно духовного огня, чтобы растопить камень наших сердец? Сколько нам нужно времени, чтобы успеть войти в Сигор? И есть ли у нас это время?
Чаще всего в каноне Андрея Критского повторяется слово «покаяние». Покаяние — это не перечисление своих грехов, а ненависть к ним. В каноне мы видели множество примеров того, как грешники стали праведниками. Самая главная заповедь Христа – это заповедь о любви к Богу и человеку. Если бы мы исполнили эту одну единственную заповедь, то никаких других грехов у нас бы не было. Потому что тот, кто любит Бога, никогда не нарушит эту любовь своим непослушанием воли Господней.
Канон Андрея Критского – это камертон, который настраивает нас на покаянный лад во время Великого поста. Нам нужно пресечь действие зла в нашем сердце. Если мы хотим спасения, то необходимо возненавидеть грех в себе. Эта ненависть не должна ограничиться только периодом Великого поста. Она должна всегда жить в нас. Без нее не будет у нас ни Пасхи, ни Воскресения. Только очистив себя от греха, мы можем надеяться на то, что войдем в Жизнь Вечную, потому что ничто нечистое туда войти не сможет. Я хочу пожелать каждому из вас, чтобы покаянный период Великого поста привел каждого из вас в ту чистоту святости, которая даст возможность вашей душе получить прописку в Книге Жизни.
Канон Андрея Критского.
Великий пост начинается со чтения великого покаянного канона Андрея Критского. В этом каноне преподобный Андрей ведет нас по Библейским стезям, чтобы показать «како может Бог прокаженное житие убелити и очистити». Каждая строка этого канона обращает наш ум внутрь нашего сердца. Через призму Библейской истории мы смотрим на состояние собственной души.
«Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда… Яко Каин, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная и жертву порочную, и непотребное житие принесохом…».
«На тобі, Боже, що мені не гоже» – так говорят у нас в народе. Здесь дело не только в том, что люди часто и в храм жертвуют то, что не жалко выкинуть. Но и то, что по всей своей жизни человек приносит Богу объедки от своей обильной трапезы. На себя «родного» человек готов тратить дни, месяцы и годы. А на Бога, в лучшем случае, лишь пару часов в неделю и по пятнадцать минут утром и вечером. Не будет ли в этом случае наша молитва перед Богом такой же неприятной, как и жертва Каина?
Оглядываясь на прожитую жизнь, кто из нас не скажет эти слова: «От юности, Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие». Золотая пора детства с ее простотой, чистотой и кроткой ясностью закончилась быстро. Но вместо того, чтобы сохранить в себе те дары, которые мы получили от рождения и от крещения, что мы сделали с чистотой души, когда вступили в пору юности? На что пошла энергия молодых сил, талантов, горения сердца? Об этом многим, к сожалению, «срамно есть и глаголати» (Еф. 5:12).
«Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, образ да устрашит тя содомский, горе в Сигор спасайся». Наши сердца стали соляными столпами, живущими каменной бесчувственностью к горнему миру. Все это потому, что люди постоянно оглядываются назад, будучи душой привязаны к греховным наслаждениям этого мира, к его благам, к тем дарам, о которых говорит сатана: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:9). Сколько нам нужно духовного огня, чтобы растопить камень наших сердец? Сколько нам нужно времени, чтобы успеть войти в Сигор? И есть ли у нас это время?
Чаще всего в каноне Андрея Критского повторяется слово «покаяние». Покаяние — это не перечисление своих грехов, а ненависть к ним. В каноне мы видели множество примеров того, как грешники стали праведниками. Самая главная заповедь Христа – это заповедь о любви к Богу и человеку. Если бы мы исполнили эту одну единственную заповедь, то никаких других грехов у нас бы не было. Потому что тот, кто любит Бога, никогда не нарушит эту любовь своим непослушанием воли Господней.
Канон Андрея Критского – это камертон, который настраивает нас на покаянный лад во время Великого поста. Нам нужно пресечь действие зла в нашем сердце. Если мы хотим спасения, то необходимо возненавидеть грех в себе. Эта ненависть не должна ограничиться только периодом Великого поста. Она должна всегда жить в нас. Без нее не будет у нас ни Пасхи, ни Воскресения. Только очистив себя от греха, мы можем надеяться на то, что войдем в Жизнь Вечную, потому что ничто нечистое туда войти не сможет. Я хочу пожелать каждому из вас, чтобы покаянный период Великого поста привел каждого из вас в ту чистоту святости, которая даст возможность вашей душе получить прописку в Книге Жизни.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ ЛУКА Митрополит Запорожский и Мелитопольский Все публикации автора »» |