- Опубликовано: Митрополит Лука
- Темы: Митрополит Лука, Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 26.07.2022
Митрополит Лука: Можно ли разводиться?
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки:
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Можно ли разводиться?
Сегодня в храмах за богослужением мы читали послание апостола Павла (1Кор. 6:20 — 7:12), которое говорило о том, на каких принципах должна строиться интимная жизнь супругов. Казалось бы, от человека, который по сути являлся странствующим монахом, мы должны были бы услышать очень резкие аскетические заявления о необходимости строгого воздержания, о борьбе с плотью и ее потребностями. Но нет, апостол очень тактично, мягко и сдержанно говорит об этой теме: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа… Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию». Но это сказано, «как позволение, а не как повеление».
Т.е. суть слов апостола Павла понятна. Лучше для спасения души жить в чистоте и целомудрии, но если потребности плоти таковы, что человек не в силах устоять, то чтобы дьявол не использовал эти потребности для подталкивания к греху, тогда из двух зол лучше выбирать меньшее. Эта мысль хорошо прослеживается в его обращении к вдовам и безбрачным: «Хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздерживаться, то пускай вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться».
А вот что касается тех, кто находится в браке, то апостол непреклонен: «Не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведётся, то должна оставаться безбрачной или примириться с мужем своим. Мужу не оставлять жены своей». Притом эта норма касается и тех семейных пар, где только один из супругов верующий во Христа. То же самое мы читаем и в Евангелии, когда Спаситель говорит о недопустимости развода: «Что Бог сочетал, то человек да не разлучает». Позже в нашем Каноническом праве появились т.н. поводы, по которым развод стали допускать, но все они не имеют обоснования с точки зрения Священного Писания Нового Завета. Они даны людям по снисхождению так же, как и в Ветхом Завете, а не как Богом допустимая норма. Конечно же, мои читатели смогут привести множество самых разных примеров из жизни, когда развод был не только возможен, но и нужен. Я не буду спорить, может быть, вы и правы. Я только напомню слова, которые мы сегодня слышали по этому поводу у апостола Павла: «Не я повелеваю, а Господь».
Можно ли разводиться?
Сегодня в храмах за богослужением мы читали послание апостола Павла (1Кор. 6:20 — 7:12), которое говорило о том, на каких принципах должна строиться интимная жизнь супругов. Казалось бы, от человека, который по сути являлся странствующим монахом, мы должны были бы услышать очень резкие аскетические заявления о необходимости строгого воздержания, о борьбе с плотью и ее потребностями. Но нет, апостол очень тактично, мягко и сдержанно говорит об этой теме: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа… Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию». Но это сказано, «как позволение, а не как повеление».
Т.е. суть слов апостола Павла понятна. Лучше для спасения души жить в чистоте и целомудрии, но если потребности плоти таковы, что человек не в силах устоять, то чтобы дьявол не использовал эти потребности для подталкивания к греху, тогда из двух зол лучше выбирать меньшее. Эта мысль хорошо прослеживается в его обращении к вдовам и безбрачным: «Хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздерживаться, то пускай вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться».
А вот что касается тех, кто находится в браке, то апостол непреклонен: «Не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведётся, то должна оставаться безбрачной или примириться с мужем своим. Мужу не оставлять жены своей». Притом эта норма касается и тех семейных пар, где только один из супругов верующий во Христа. То же самое мы читаем и в Евангелии, когда Спаситель говорит о недопустимости развода: «Что Бог сочетал, то человек да не разлучает». Позже в нашем Каноническом праве появились т.н. поводы, по которым развод стали допускать, но все они не имеют обоснования с точки зрения Священного Писания Нового Завета. Они даны людям по снисхождению так же, как и в Ветхом Завете, а не как Богом допустимая норма. Конечно же, мои читатели смогут привести множество самых разных примеров из жизни, когда развод был не только возможен, но и нужен. Я не буду спорить, может быть, вы и правы. Я только напомню слова, которые мы сегодня слышали по этому поводу у апостола Павла: «Не я повелеваю, а Господь».
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ ЛУКА Митрополит Запорожский и Мелитопольский Все публикации автора »» |