- Опубликовано: Митрополит Лука
- Темы: Митрополит Лука, Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 20.07.2021
Митрополит Лука: Христос посреди нас, дорогие мои читатели! О грехе…
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки:
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
О грехе осуждения.
Сегодняшнее апостольское чтение учит нас тому, что нельзя никого осуждать: «А ты, что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10). Спаситель, если мы будем внимательны при чтении Евангелия, чаще всего обличал грех осуждения. Несмотря на кажущуюся «избитость» этой темы, грех осуждения по-прежнему является самой страшной и трудно изживаемой заразой в душе большинства христиан. Основная часть разговоров, которые ведут люди, связана именно с этим грехом. Более того, если человек начинает серьезно следить за собой и пытается пресекать даже малейшее осуждение, то оказывается, что ему практически невозможно ни с кем вести беседу. Потому что так или иначе каждый разговор заканчивается осуждением. Что можно сказать по этому поводу?
Во-первых, никогда нельзя отождествлять образ Божий, которым по своей сути является каждый человек, с теми грехами, которые в нем живут. Это не одно и то же. Есть человеческий организм, а есть болезнь, которая живет в этом организме. Мы же не станем ненавидеть других за то, что они болеют. То же самое касается и человеческой души.
Во-вторых, нам нужно помнить о важном правиле, которое преподобный Амвросий Оптинский выразил так: «Всяк Еремей про себя разумей». Не нужно пытаться вытаскивать отвратительный сучок в глазу брата своего, пока в твоем собственном глазу торчит «изящное» бревно, любуясь которым ты не желаешь к нему даже притронуться.
Любовь к Богу и ближнему – единственная заповедь, которая включает в себя все остальные. Когда в сердце христианина есть любовь, он никогда не будет осуждать, злиться, ненавидеть, т.е. разрушать свою и чужую жизнь, оправдывая это благими намерениями. В Православии цель не оправдывает средства. Из гнилых бревен невозможно построить храм Духа Святого в своей душе. Если хочешь кого-то вылечить – начни с себя. Мы ничем не лучше других людей. Более того, если бы мы были внимательны к себе, то поняли, что грешнее всех остальных. В этом не было бы никакого притворства и лицемерия. Вблизи ведь видно намного лучше, чем издалека. Множество мелких деталей видны только с очень близкого расстояния. Ближе нас самих к себе нет никого, кроме Бога. Поэтому у нас есть возможность видеть собственные грехи намного лучше, чем грехи тех людей, которые живут рядом с нами.
Если же тебя обличают и осуждают другие люди, то говори: «Слава Богу», ведь таким образом Сам Господь указывает тебе на твои недостатки и открывает тебе твои грехи. Особенно радоваться и веселиться Бог нас призывает тогда, когда на нас лгут и клевещут «имени Его ради», потому что «мзда наша многа на Небесах». Очень важно при этом молиться за тех, кто это делает. Потому что в этом мы будем похожи на Самого Бога, который посылает Свою любовь не только на добрых, но и на злых. Если мы будем стараться так жить, то и нас Господь не только не осудит, но и примет в Свои вечные обители.
О грехе осуждения.
Сегодняшнее апостольское чтение учит нас тому, что нельзя никого осуждать: «А ты, что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10). Спаситель, если мы будем внимательны при чтении Евангелия, чаще всего обличал грех осуждения. Несмотря на кажущуюся «избитость» этой темы, грех осуждения по-прежнему является самой страшной и трудно изживаемой заразой в душе большинства христиан. Основная часть разговоров, которые ведут люди, связана именно с этим грехом. Более того, если человек начинает серьезно следить за собой и пытается пресекать даже малейшее осуждение, то оказывается, что ему практически невозможно ни с кем вести беседу. Потому что так или иначе каждый разговор заканчивается осуждением. Что можно сказать по этому поводу?
Во-первых, никогда нельзя отождествлять образ Божий, которым по своей сути является каждый человек, с теми грехами, которые в нем живут. Это не одно и то же. Есть человеческий организм, а есть болезнь, которая живет в этом организме. Мы же не станем ненавидеть других за то, что они болеют. То же самое касается и человеческой души.
Во-вторых, нам нужно помнить о важном правиле, которое преподобный Амвросий Оптинский выразил так: «Всяк Еремей про себя разумей». Не нужно пытаться вытаскивать отвратительный сучок в глазу брата своего, пока в твоем собственном глазу торчит «изящное» бревно, любуясь которым ты не желаешь к нему даже притронуться.
Любовь к Богу и ближнему – единственная заповедь, которая включает в себя все остальные. Когда в сердце христианина есть любовь, он никогда не будет осуждать, злиться, ненавидеть, т.е. разрушать свою и чужую жизнь, оправдывая это благими намерениями. В Православии цель не оправдывает средства. Из гнилых бревен невозможно построить храм Духа Святого в своей душе. Если хочешь кого-то вылечить – начни с себя. Мы ничем не лучше других людей. Более того, если бы мы были внимательны к себе, то поняли, что грешнее всех остальных. В этом не было бы никакого притворства и лицемерия. Вблизи ведь видно намного лучше, чем издалека. Множество мелких деталей видны только с очень близкого расстояния. Ближе нас самих к себе нет никого, кроме Бога. Поэтому у нас есть возможность видеть собственные грехи намного лучше, чем грехи тех людей, которые живут рядом с нами.
Если же тебя обличают и осуждают другие люди, то говори: «Слава Богу», ведь таким образом Сам Господь указывает тебе на твои недостатки и открывает тебе твои грехи. Особенно радоваться и веселиться Бог нас призывает тогда, когда на нас лгут и клевещут «имени Его ради», потому что «мзда наша многа на Небесах». Очень важно при этом молиться за тех, кто это делает. Потому что в этом мы будем похожи на Самого Бога, который посылает Свою любовь не только на добрых, но и на злых. Если мы будем стараться так жить, то и нас Господь не только не осудит, но и примет в Свои вечные обители.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ ЛУКА Митрополит Запорожский и Мелитопольский Все публикации автора »» |