- Опубликовано: Митрополит Лука
- Темы: Митрополит Лука, Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 04.08.2021
Митрополит Лука: Христос посреди нас, дорогие мои читатели! Семья –…
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки:
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Семья – малая церковь.
Сегодняшнее апостольское чтение, которые мы слышали во время литургии, раскрывает перед нами главный смысл семейной жизни (1 Кор. 7:10-24). Когда советские идеологи говорили о том, что семья — это «ячейка общества», то они, конечно же, были по-своему правы. Но мы не имеем права рассматривать семью только как часть социальной системы взаимоотношений. Смысл семейной жизни для христиан не в том, чтобы создавать базовые душевно — комфортные условия для процветания страны. И не только в том, чтобы в ее уюте росли нравственно здоровые и хорошо воспитанные дети. Главная задача брака – вести людей ко спасению. В семье каждый живет не ради себя, а ради другого, отдавая свои силы и время для жертвенного служения самым близким людям. Неслучайно апостол Павел в послании к Тимофею пишет о том, что «кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Но как часто бывает так, что муж препятствует жене ходить в храм, или жена очень скептично, с иронией относится к тому, что ее муж стал приобщаться к вере. От этого нередко в семье возникают скандалы и взаимные обиды. И идут такие супруги потом к священнику с вопросом «как быть?» К сожалению, находятся и такие батюшки, которые советуют развестись, чтобы свободно и беспрепятственно жить духовной жизнью. Именно для них сегодня апостол Павел и пишет эти строки: «Если какой брат имеет жену неверующую…, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего…, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?»
Сбегать с поля брани может только трус или предатель. А Христос учит нас мужеству и стойкости в духовных испытаниях. Нужно учиться что-то потерпеть, что-то простить, к чему-то снизойти по немощи ближнего, но если жить с любовью и смирением, то и неверующая сторона, увидев то, что вера изменяет мужа или жену в лучшую сторону, и сама начнет склоняться к вере. «Душа по природе своей христианка», – писал Тертуллиан, поэтому она даже у людей далеких от Церкви чувствует то, что ей ближе по родству и естеству. Сколько в жизни таких примеров, когда за смиренное несение креста одним из супругов Бог давал благодать веры и той стороне, которая первоначально относилась к Церкви агрессивно.
Обратите внимание на слова апостола, где он говорит, что в браке неверующая сторона освящается верующей, и по этой причине их дети святы, а иначе были бы нечисты. Ведь это писалось в то время, когда и венчания, как чинопоследования церковного, еще не было. Да и в более поздние времена венчание не совершалось, если один из супругов был неверующий или некрещенный. Но, тем не менее, их детей апостол называет святыми. Вот какую силу имеет вера лишь одного из супругов. А что тогда говорить, если и муж, и жена, и дети живут духовной жизнью. Воистину такая семья есть малая церковь, и Бог почивает Своей благодатью над таким домом. Вот в этом и есть истинный смысл и цель брака – сделать союз двух людей подобным союзу Христа и Церкви, и создать семейную церковь такой силы и могущества, чтобы ее не смогли одолеть никакие врата ада.
Семья – малая церковь.
Сегодняшнее апостольское чтение, которые мы слышали во время литургии, раскрывает перед нами главный смысл семейной жизни (1 Кор. 7:10-24). Когда советские идеологи говорили о том, что семья — это «ячейка общества», то они, конечно же, были по-своему правы. Но мы не имеем права рассматривать семью только как часть социальной системы взаимоотношений. Смысл семейной жизни для христиан не в том, чтобы создавать базовые душевно — комфортные условия для процветания страны. И не только в том, чтобы в ее уюте росли нравственно здоровые и хорошо воспитанные дети. Главная задача брака – вести людей ко спасению. В семье каждый живет не ради себя, а ради другого, отдавая свои силы и время для жертвенного служения самым близким людям. Неслучайно апостол Павел в послании к Тимофею пишет о том, что «кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Но как часто бывает так, что муж препятствует жене ходить в храм, или жена очень скептично, с иронией относится к тому, что ее муж стал приобщаться к вере. От этого нередко в семье возникают скандалы и взаимные обиды. И идут такие супруги потом к священнику с вопросом «как быть?» К сожалению, находятся и такие батюшки, которые советуют развестись, чтобы свободно и беспрепятственно жить духовной жизнью. Именно для них сегодня апостол Павел и пишет эти строки: «Если какой брат имеет жену неверующую…, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего…, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?»
Сбегать с поля брани может только трус или предатель. А Христос учит нас мужеству и стойкости в духовных испытаниях. Нужно учиться что-то потерпеть, что-то простить, к чему-то снизойти по немощи ближнего, но если жить с любовью и смирением, то и неверующая сторона, увидев то, что вера изменяет мужа или жену в лучшую сторону, и сама начнет склоняться к вере. «Душа по природе своей христианка», – писал Тертуллиан, поэтому она даже у людей далеких от Церкви чувствует то, что ей ближе по родству и естеству. Сколько в жизни таких примеров, когда за смиренное несение креста одним из супругов Бог давал благодать веры и той стороне, которая первоначально относилась к Церкви агрессивно.
Обратите внимание на слова апостола, где он говорит, что в браке неверующая сторона освящается верующей, и по этой причине их дети святы, а иначе были бы нечисты. Ведь это писалось в то время, когда и венчания, как чинопоследования церковного, еще не было. Да и в более поздние времена венчание не совершалось, если один из супругов был неверующий или некрещенный. Но, тем не менее, их детей апостол называет святыми. Вот какую силу имеет вера лишь одного из супругов. А что тогда говорить, если и муж, и жена, и дети живут духовной жизнью. Воистину такая семья есть малая церковь, и Бог почивает Своей благодатью над таким домом. Вот в этом и есть истинный смысл и цель брака – сделать союз двух людей подобным союзу Христа и Церкви, и создать семейную церковь такой силы и могущества, чтобы ее не смогли одолеть никакие врата ада.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ ЛУКА Митрополит Запорожский и Мелитопольский Все публикации автора »» |