- Опубликовано: Митрополит Лука
- Темы: Митрополит Лука, Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 01.11.2021
Митрополит Лука: Христос посреди нас
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки:
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Сто девяносто два года тому назад появился на свет человек, которому промыслом Божьим было суждено стать великим светильником нашей Церкви. О святом Иоанне Кронштадтском, этом удивительном пастыре, написано много книг, сказано огромное количество проповедей. Человеку неискушенному можно утонуть в обилии духовного материала, связанного с именем этого праведника. Но я хочу выделить главное, то, с чего начиналась его святость, чем она жила и откуда черпала силы. Это молитва.
По сути, все духовные размышления, прозрения, мысли отца Иоанна так или иначе связаны с молитвой и богомыслием. От качества нашей молитвы зависит все, что происходит в нашей жизни. Кроме молитвы «Отче наш», данной нам Самим Спасителем, Евангелие содержит образцы и других молитвенных прошений. Разбойник, распятый справа от Спасителя, за время отпущенной ему жизни скорее всего не молился Богу. Но те несколько слов, которые он с верой, покаянием и смирением произнес на кресте, первыми ввели его в рай. Удивительно не только то, что в рай первым вошел такой человек. Не менее назидательно и другое – у подножия Креста Господня стояли люди из числа книжников и фарисеев, которые каждый день молились часами напролет: наедине и напоказ, в храме и на улице. И что же? Они стали убийцами Бога, который пришел к ним во плоти. Кровоточивая женщина без слов получила исцеление. А настойчивое повторение одной и той же фразы «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя» подарило слепцу зрение.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский учит нас тому, с каким сердцем, с какой верой, покаянием и благоговением нужно подходить к молитве, с каким страхом Божьим. Молитва может быть не только спасительной, но и кощунственной хулой на Бога, если человек относится к Господу, как к старику Хоттабычу, который должен выполнять все его просьбы и желания. Такая молитва будет в суд и осуждение. Бог — это, прежде всего, наш Отец. Если земной отец не станет выполнять все капризы своих детей, то уж тем более Небесный не будет подавать нам то, что принесет вред душе. Бог не нуждается в том, чтобы мы Ему подсказывали, что для нас нужно сделать. Он это знает лучше. Слава Божия, благодарение, смиренная просьба о прощении грехов – вот чем должна быть наполнена наша молитва.
Жизнь святого Иоанна Кронштадтского — это также пример свободы во Христе. Будучи в славе и популярности отец Иоанн получал большие денежные пожертвования. Он имел в качестве подарков дорогие шубы, рясы. Этот пастырь имел по тем временам большой материальный достаток, который он весь отдавал на благотворительность. Помешало ли ему это в спасении? Повлияло ли на ту благодать, которая жила в его сердце? Конечно же, нет. А ведь мы знаем, что малейшее уклонение, даже в мысли, от пути Господнего, сразу же отнимает живительную благодать от души. Чудеса изливались от этого великого праведника и Дух Святой почивал на нем. Все это говорит о том, что душа отца Иоанна была полностью свободна. В ней жил лишь Христос, а все внешнее, что его окружало, не владело ни мыслями, ни чувствами, ни желаниями Кронштадтского пастыря. Все это учит нас тому, что не обстоятельства жизни убивают наши души, а привязанности и грехи. Можно живя в нищете погубить себя, а можно и обладая богатством спастись. Важно не то, чем ты обладаешь, а то, что обладает тобой.
Еще один важный момент, на который я бы хотел обратить ваше внимание. Несмотря на колоссальную загруженность, святой праведный Иоанн Кронштадтский каждый день совершал богослужение. Причастие было тем источником, который давал ему силы и изливал на него благодать. Все это должно стать для нас примером для подражания. Потому что другого пути спасения, как только через приобщение к святости Бога, у нас нет. И нужно учиться мудро использовать все те инструменты спасения, которые дает нам наша Матерь-Церковь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Сто девяносто два года тому назад появился на свет человек, которому промыслом Божьим было суждено стать великим светильником нашей Церкви. О святом Иоанне Кронштадтском, этом удивительном пастыре, написано много книг, сказано огромное количество проповедей. Человеку неискушенному можно утонуть в обилии духовного материала, связанного с именем этого праведника. Но я хочу выделить главное, то, с чего начиналась его святость, чем она жила и откуда черпала силы. Это молитва.
По сути, все духовные размышления, прозрения, мысли отца Иоанна так или иначе связаны с молитвой и богомыслием. От качества нашей молитвы зависит все, что происходит в нашей жизни. Кроме молитвы «Отче наш», данной нам Самим Спасителем, Евангелие содержит образцы и других молитвенных прошений. Разбойник, распятый справа от Спасителя, за время отпущенной ему жизни скорее всего не молился Богу. Но те несколько слов, которые он с верой, покаянием и смирением произнес на кресте, первыми ввели его в рай. Удивительно не только то, что в рай первым вошел такой человек. Не менее назидательно и другое – у подножия Креста Господня стояли люди из числа книжников и фарисеев, которые каждый день молились часами напролет: наедине и напоказ, в храме и на улице. И что же? Они стали убийцами Бога, который пришел к ним во плоти. Кровоточивая женщина без слов получила исцеление. А настойчивое повторение одной и той же фразы «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя» подарило слепцу зрение.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский учит нас тому, с каким сердцем, с какой верой, покаянием и благоговением нужно подходить к молитве, с каким страхом Божьим. Молитва может быть не только спасительной, но и кощунственной хулой на Бога, если человек относится к Господу, как к старику Хоттабычу, который должен выполнять все его просьбы и желания. Такая молитва будет в суд и осуждение. Бог — это, прежде всего, наш Отец. Если земной отец не станет выполнять все капризы своих детей, то уж тем более Небесный не будет подавать нам то, что принесет вред душе. Бог не нуждается в том, чтобы мы Ему подсказывали, что для нас нужно сделать. Он это знает лучше. Слава Божия, благодарение, смиренная просьба о прощении грехов – вот чем должна быть наполнена наша молитва.
Жизнь святого Иоанна Кронштадтского — это также пример свободы во Христе. Будучи в славе и популярности отец Иоанн получал большие денежные пожертвования. Он имел в качестве подарков дорогие шубы, рясы. Этот пастырь имел по тем временам большой материальный достаток, который он весь отдавал на благотворительность. Помешало ли ему это в спасении? Повлияло ли на ту благодать, которая жила в его сердце? Конечно же, нет. А ведь мы знаем, что малейшее уклонение, даже в мысли, от пути Господнего, сразу же отнимает живительную благодать от души. Чудеса изливались от этого великого праведника и Дух Святой почивал на нем. Все это говорит о том, что душа отца Иоанна была полностью свободна. В ней жил лишь Христос, а все внешнее, что его окружало, не владело ни мыслями, ни чувствами, ни желаниями Кронштадтского пастыря. Все это учит нас тому, что не обстоятельства жизни убивают наши души, а привязанности и грехи. Можно живя в нищете погубить себя, а можно и обладая богатством спастись. Важно не то, чем ты обладаешь, а то, что обладает тобой.
Еще один важный момент, на который я бы хотел обратить ваше внимание. Несмотря на колоссальную загруженность, святой праведный Иоанн Кронштадтский каждый день совершал богослужение. Причастие было тем источником, который давал ему силы и изливал на него благодать. Все это должно стать для нас примером для подражания. Потому что другого пути спасения, как только через приобщение к святости Бога, у нас нет. И нужно учиться мудро использовать все те инструменты спасения, которые дает нам наша Матерь-Церковь.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ ЛУКА Митрополит Запорожский и Мелитопольский Все публикации автора »» |