- Опубликовано: Митрополит Лука
- Темы: Митрополит Лука, Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 06.08.2021
Митрополит Лука: Христос посреди нас, дорогие мои читатели! Знание от…
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки:
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Знание от рассудка и ведение от сердца.
В сегодняшнем богослужебном чтении апостол Павел раскрывает перед нами мысль, которая, к сожалению, многими до сих пор не понята до конца (1.Кор 8:1-7). На первый взгляд речь идет просто об идоложертвенной пище. Кто-то из христиан ее вкушает без смущения, понимая, что идол – это всего лишь творение рук человеческих. Другой брат, видя в идоле нечто сакраментальное, смущается от этого и впадает в соблазн. Поэтому, что бы ты не делал, нужно прежде всего смотреть на то, какое это будет иметь следствие по отношению к ближнему.
Но не только об этом говорит апостол. Вся соль сегодняшнего чтения в его словах: «Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него». На первый взгляд это какой-то набор слов. Какая вообще может быть связь между знанием и любовью? Это совершенно разные категории. Но только на высотах христианского аскетического опыта раскрывается глубинная суть этих фраз первоверховного апостола.
Есть знание, которое мы называем интеллектуальным. Это то, что человек осваивает с помощью усилий рассудка. Но и оно на своих вершинах восходит к парадоксу, который очень точно выразил христианин до Христа философ Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Будучи действительно образованнейшим человеком своего времени и обладая глубокой мудростью, он понял, что на самом деле даже самый гениальный разум может вместить знаний не более горсти песка, в то время как видит вокруг себя необозримые барханы. Сократ не знал и не мог знать, что есть иной орган познания, который находится не в голове, а в сердце человека. Его невозможно открыть ключом рассудка. Доступ к этому сокровищу ведения может получить лишь тот, кто сам стал похожим на Хозяина этого богатства. Дверь эта открывается перед тем, кто в своем лике схож с Ликом пребывающего внутри этой сокровищницы…
Все мироздание со всеми его сложнейшими взаимосвязями и построениями имеет своей связующей сутью то, чем Бог является по Своему существу. Это называется Любовь. Именно поэтому получает Всезнание тот, кто любит, и дается оно от Бога для назидания, а не для превозношения над другими.
Употреблять слово «знание» здесь будет также не совсем корректным. Потому что оно не имеет никакого отношения к информации. Его скорее можно обозначить как «ведение». Человек, облачаясь в божественные энергии благодати, становится богом по усыновлению, и по дару от Отца имеет то, что Бог имеет по Своей Природе. Именно поэтому Матерь Божия слышит, видит, отвечает на просьбы огромного количества людей, которые обращаются к Ней одновременно. Так же и святые в Боге видят весь мир и каждую душу, которая в нем живет. Ведение сердца по сравнению со знаниями ума имеет такое соотношение, как Вселенная к песчинке. Да и этого сравнения будет недостаточно, чтобы показать разницу между сердечным откровением и интеллектуальным познанием.
Вывод из прочитанного краток и прост. Христианину нужно учиться любить! Это намного важнее, чем знать. Лучше быть смиренным верующим простецом, чем безбожником-энциклопедистом. Блез Паскаль, один из гениальнейших умов 17 века, на вопрос о вере со смирением ответил следующее: «Моя вера сродни вере простого бретонского крестьянина, но до веры бретонской крестьянки мне еще очень далеко» (Бретань – северо-западная провинция Франции, где в то время жили самые простые и совершенно необразованные люди).
Знание от рассудка и ведение от сердца.
В сегодняшнем богослужебном чтении апостол Павел раскрывает перед нами мысль, которая, к сожалению, многими до сих пор не понята до конца (1.Кор 8:1-7). На первый взгляд речь идет просто об идоложертвенной пище. Кто-то из христиан ее вкушает без смущения, понимая, что идол – это всего лишь творение рук человеческих. Другой брат, видя в идоле нечто сакраментальное, смущается от этого и впадает в соблазн. Поэтому, что бы ты не делал, нужно прежде всего смотреть на то, какое это будет иметь следствие по отношению к ближнему.
Но не только об этом говорит апостол. Вся соль сегодняшнего чтения в его словах: «Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него». На первый взгляд это какой-то набор слов. Какая вообще может быть связь между знанием и любовью? Это совершенно разные категории. Но только на высотах христианского аскетического опыта раскрывается глубинная суть этих фраз первоверховного апостола.
Есть знание, которое мы называем интеллектуальным. Это то, что человек осваивает с помощью усилий рассудка. Но и оно на своих вершинах восходит к парадоксу, который очень точно выразил христианин до Христа философ Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Будучи действительно образованнейшим человеком своего времени и обладая глубокой мудростью, он понял, что на самом деле даже самый гениальный разум может вместить знаний не более горсти песка, в то время как видит вокруг себя необозримые барханы. Сократ не знал и не мог знать, что есть иной орган познания, который находится не в голове, а в сердце человека. Его невозможно открыть ключом рассудка. Доступ к этому сокровищу ведения может получить лишь тот, кто сам стал похожим на Хозяина этого богатства. Дверь эта открывается перед тем, кто в своем лике схож с Ликом пребывающего внутри этой сокровищницы…
Все мироздание со всеми его сложнейшими взаимосвязями и построениями имеет своей связующей сутью то, чем Бог является по Своему существу. Это называется Любовь. Именно поэтому получает Всезнание тот, кто любит, и дается оно от Бога для назидания, а не для превозношения над другими.
Употреблять слово «знание» здесь будет также не совсем корректным. Потому что оно не имеет никакого отношения к информации. Его скорее можно обозначить как «ведение». Человек, облачаясь в божественные энергии благодати, становится богом по усыновлению, и по дару от Отца имеет то, что Бог имеет по Своей Природе. Именно поэтому Матерь Божия слышит, видит, отвечает на просьбы огромного количества людей, которые обращаются к Ней одновременно. Так же и святые в Боге видят весь мир и каждую душу, которая в нем живет. Ведение сердца по сравнению со знаниями ума имеет такое соотношение, как Вселенная к песчинке. Да и этого сравнения будет недостаточно, чтобы показать разницу между сердечным откровением и интеллектуальным познанием.
Вывод из прочитанного краток и прост. Христианину нужно учиться любить! Это намного важнее, чем знать. Лучше быть смиренным верующим простецом, чем безбожником-энциклопедистом. Блез Паскаль, один из гениальнейших умов 17 века, на вопрос о вере со смирением ответил следующее: «Моя вера сродни вере простого бретонского крестьянина, но до веры бретонской крестьянки мне еще очень далеко» (Бретань – северо-западная провинция Франции, где в то время жили самые простые и совершенно необразованные люди).
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ ЛУКА Митрополит Запорожский и Мелитопольский Все публикации автора »» |