- Опубликовано: Митрополит Лука
- Темы: Митрополит Лука, Правда и Вера, УПЦ, УПЦ МП, Церковь
- Дата: 18.01.2023
Митрополит Лука: Зачем бороться с тем, что естественно и приятно?
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки:
Христос посреди нас, дорогие мои читатели!
Зачем бороться с тем, что естественно и приятно?
«Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным», – слышим мы сегодня слова апостола Павла. Люди светские часто не понимают зачем нужно поститься, воздерживаться в других аспектах жизни своего тела, если это естественная потребность организма? Они так и не поняли, что христианин борется не с телом, а со страстями. То состояние человека, которое сейчас воспринимается как «естественное», на самом деле противоестественное. Иначе мы бы не болели, не мучались, не жили в постоянном беспокойстве, стремясь при этом к жизни счастливой и спокойной.
Человек трёхсоставен. В нем есть Дух, Душа и Тело. Дух – это Святая святых человека, в нём живет Бог. Это и есть то Царствие Божие, которое внутри нас. Душа должна живиться, освящаться, получать благодать от духа, в котором и заключен образ Божий в человеке. А тело должно быть в смиренном послушании душе, во всем ей повинуясь. Но после грехопадения внутреннее устроение человека изменилось. Дух находится, образно выражаясь, как бы в обморочном состоянии. Это и есть состояние ДУХовной смерти. Душа же стала служанкой телу, которое сделалось ее царем и господином. Всю жизнь человек работает, трудится для того, чтобы удовлетворять все потребности плоти. Но это сделать невозможно, потому что наши похоти ненасыщаемы. Чем больше их кормишь, тем больше они просят есть. Душа также стала во всем подобна не духу, а телу, имея свои страсти, привязанности, греховные болезни, которые живут в ней, как черви в гниющем теле, питаясь этой гнилью (это наша ненависть, гордость, осуждение, злоба, печаль, уныние и т.п.).
И весь внешний мир так устроен, чтобы усиливать эти страсти и умножать их действие в душе. К примеру, в годы Второй мировой войны психически больных людей было намного меньше, чем сейчас. Почему? Да потому что СМИ и соцсети не имели тех возможностей, которые существуют в наши дни. Я уверен, что от ковида умерло бы значительно меньше людей, если бы не СМИ, которые делали все от них зависящие, чтобы страхом и нагнетанием депрессии усилить действие этой болезни. Тоже самое происходит и сейчас, когда идет война.
Что же нам делать в этом случае? То, о чем и говорит апостол Павел. Начать с малого, с того, чтобы тело перестало диктовать нам условия жизни. Но и с этим «малым» справиться нелегко. Попробуй заставь себя не объедаться, отказаться от бесполезных для здоровья, но вкусных, продуктов. Но, тем не менее, бороться со страстями души еще тяжелее. Это и есть то, что называется «аскеза» (от слова «аскет», т.е. подвижник, спортсмен, тот кто делает максимум усилий для достижения победы). Но как бы человек не старался, достичь этой победы самому у него не получится, не хватит сил. Нужна обязательно помощь благодати Божией, которая дается нам в молитвах и таинствах Церкви.
Зачем бороться с тем, что естественно и приятно?
«Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным», – слышим мы сегодня слова апостола Павла. Люди светские часто не понимают зачем нужно поститься, воздерживаться в других аспектах жизни своего тела, если это естественная потребность организма? Они так и не поняли, что христианин борется не с телом, а со страстями. То состояние человека, которое сейчас воспринимается как «естественное», на самом деле противоестественное. Иначе мы бы не болели, не мучались, не жили в постоянном беспокойстве, стремясь при этом к жизни счастливой и спокойной.
Человек трёхсоставен. В нем есть Дух, Душа и Тело. Дух – это Святая святых человека, в нём живет Бог. Это и есть то Царствие Божие, которое внутри нас. Душа должна живиться, освящаться, получать благодать от духа, в котором и заключен образ Божий в человеке. А тело должно быть в смиренном послушании душе, во всем ей повинуясь. Но после грехопадения внутреннее устроение человека изменилось. Дух находится, образно выражаясь, как бы в обморочном состоянии. Это и есть состояние ДУХовной смерти. Душа же стала служанкой телу, которое сделалось ее царем и господином. Всю жизнь человек работает, трудится для того, чтобы удовлетворять все потребности плоти. Но это сделать невозможно, потому что наши похоти ненасыщаемы. Чем больше их кормишь, тем больше они просят есть. Душа также стала во всем подобна не духу, а телу, имея свои страсти, привязанности, греховные болезни, которые живут в ней, как черви в гниющем теле, питаясь этой гнилью (это наша ненависть, гордость, осуждение, злоба, печаль, уныние и т.п.).
И весь внешний мир так устроен, чтобы усиливать эти страсти и умножать их действие в душе. К примеру, в годы Второй мировой войны психически больных людей было намного меньше, чем сейчас. Почему? Да потому что СМИ и соцсети не имели тех возможностей, которые существуют в наши дни. Я уверен, что от ковида умерло бы значительно меньше людей, если бы не СМИ, которые делали все от них зависящие, чтобы страхом и нагнетанием депрессии усилить действие этой болезни. Тоже самое происходит и сейчас, когда идет война.
Что же нам делать в этом случае? То, о чем и говорит апостол Павел. Начать с малого, с того, чтобы тело перестало диктовать нам условия жизни. Но и с этим «малым» справиться нелегко. Попробуй заставь себя не объедаться, отказаться от бесполезных для здоровья, но вкусных, продуктов. Но, тем не менее, бороться со страстями души еще тяжелее. Это и есть то, что называется «аскеза» (от слова «аскет», т.е. подвижник, спортсмен, тот кто делает максимум усилий для достижения победы). Но как бы человек не старался, достичь этой победы самому у него не получится, не хватит сил. Нужна обязательно помощь благодати Божией, которая дается нам в молитвах и таинствах Церкви.
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ ЛУКА Митрополит Запорожский и Мелитопольский Все публикации автора »» |