Прожить впустую: основные признаки бесполезной жизни
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:
Без чего жизнь бессмысленна, рассказывает митрополит Антоний (Паканич).
Фото: Серафим Росоха
Для какой ты корысти?
Мы несемся стремглав по жизни, по ходу пытаясь уловить ее звучание, познать смысл, распробовать вкус.
Роняя напрасные слова и пересекаясь с сотней случайных людей, спешим раствориться в толпе.
Так, день за днем, проходит наша жизнь.
Безусловно, каждому из нас есть что вспомнить. Предаться воспоминаниям порой занятно и полезно. Вспоминая прожитую жизнь по отдельным частностям, можно оценить ее сквозь призму сегодняшнего дня и рискнуть задать себе главные вопросы: для чего я живу, что хорошего сделал?
Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И Он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке
Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита…»
Борис Пастернак поэтично описал евангельскую историю о встрече Спасителя и бесплодной смоковницы.
Традиционно Церковь вспоминает эту притчу на исходе поста в Великий Понедельник Великого поста.
Но мы начнем ее осмыслять заранее, пока еще есть время что-то изменить в нашей жизни, использовав благодатное время Великого поста.
Пока не поздно
Итак, на следующий день после входа Господня в Иерусалим Спаситель вместе со Своими учениками отправился в храм. По дороге Он взалкал и, увидев впереди дерево с богатой зеленью, поспешил к нему в надежде найти его плоды. Но зеленеющее дерево оказалось бесплодным. И Христос повелел ему засохнуть.
Увидев это, удивились Его ученики: «Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла» (Мк. 11:21). На это Иисус сказал: «Имейте веру Божию; ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: ‟поднимись и ввергнись в море”, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11:23).
Что имел в виду Господь?
Всякое истинное чудо имеет важное свойство: оно возможно только тогда, когда есть вера. А источником и подтверждением подлинной веры являются плоды веры, то есть то, что человек сотворил во имя Христово.
И если, оглянувшись назад, нам нечего предъявить, не имеем добрых дел, то есть большая вероятность повторить участь бесплодной смоковницы.
Самое страшное, что пока мы раскачиваемся и созреваем, может быть уже поздно. В инобытии, после смерти, мы уже не сможем изменить свою участь. По мнению одного современного христианского писателя, двери ада закрыты изнутри, и поэтому никакая помощь пребывающим там просто невозможна.
Человек, по своему собственному желанию, убегая от Бога, пытаясь всю жизнь скрыться от Него, попадает в единственное место, где это можно сделать – ад.
Добро через силу
Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно. Без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение».
Безусловно, не нужно отчаиваться, если пока еще ничего доброго не сделано, если нет душевного порыва делать добрые дела. Но не следует и расслабляться. Любящее сердце если не достается по наследству, генетически, то зарабатывается пожизненным трудом. Добро нужно ковать в себе, воспитывать. Следует творить добро вначале даже через силу, без душевного расположения, а не ждать, когда оно появится, нужно самому завоевывать его сознательными шагами и выбором.
Такой подвиг очень ценен в глазах Господа. Когда человек во имя Христово ломает свою природу, свою наследственность, идет против своего естества, он духовно вырастает больше, нежели тот, кому с детства присущ добрый и мирный нрав, за который не надо сражаться.
Не останавливаться
В пожизненном поединке с самим собой главное не останавливаться. Все наши искренние стремления к добрым помыслам и добрым действиям будут поддержаны Христом, мы обязательно будем укреплены в этом.
И в нужный момент Господь скажет лично каждому: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
И на немой вопрос: «Господи, когда же все это было?» – Он ответит: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Всякая добродетель нескончаема по глубине, вопреки греху, в котором всегда можно дойти да дна, откуда выхода уже может и не быть.
И всякий новый уровень добродетели является огромной и непостижимой тайной до тех пор, пока за ним не откроются другие дали, не появится загадочная и манящая новизна следующего горизонта.
Пусть Господь укрепит каждого из нас в этом нескончаемом процессе познания мироздания и пошлет нам Свою спасительную благодатную помощь, чтобы мы в конце концов смогли принести Спасителю долгожданные плоды добра, любви, милосердия и покаяния.
Записала Наталья Горошкова
Об авторе: |
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ Митрополит Бориспольский и Броварский Все публикации автора »» |