Сергей Худиев: Читаю внимательно повествования о мытарствах. Вот видение воина Таксиота,…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Читаю внимательно повествования о мытарствах. Вот видение воина Таксиота, который вообще-то добрый христианин, но «соблудил с женой земледельца своего». Повествование не уточняет, насколько это было добровольно с ее стороны – но возьмем наиболее благоприятный для Таксиота вариант. Может она сама ему на шею вешалась, нехорошая женщина, как Иосифу прекрасному, но, в отличие от Иосифа «пиво свежее — я не устоял» (с).
То есть мужик умирает нераскаянным блудником, мало что блудником — осквернителем чужого брака, мало что осквернителем — тяжким обидчиком подчиненного и зависимого человека, которому он обязан оказывать покровительство и защиту в обмен на то, что тот его кормит от трудов своих. Но его проблема не в этом – а в том, что не хватает добрых дел на покрытие образовавшегося долга.
Черти ему на мытарствах это дело предъявляют: «На это сказали мне сопротивники мои: «Но вышедши из города, на селе ты соблудил с женою земледельца твоего». Ангелы, услышав это и не нашедши доброго дела, которым бы можно было возмерить за грех мой, оставили меня и удалились»
То есть если бы у него было доброе дело, чтобы возместить, то без проблем бы прошел. А так кредит с дебитом не сошелся. Идея, что если у тебя есть достаточный репозиторий добрых дел, ты можешь спать с женами подчиненных, она, конечно, привлекательная с точки зрения развода всяких авторитетных людей на деньги.
Но вот с точки зрения Евангелия, вся эта бухгалтерия производит крайне странное впечатление. Ничего похожего на обновление сердца. Вот библейский Иосиф: « И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт.39:7-9)
То есть для него это недопустимо не потому что «до меня докопаются черти на мытарствах, и у меня нет запаса добрых дел, чтобы отбиться, черти мне сделают больно» а «нельзя предавать доверие господина моего и грешить перед Богом».
Покаяние — это обновление сердца, когда видишь в земледельце человека и брата во Христе, и в жене его сестру во Христе, и «как же я сделаю такое зло и согрешу перед Богом».
В повествованиях о мытарствах покаяние — это чисто формальное действие, при котором тебе списываются грехи, которые ты назвал духовнику, но никакого обновления сердца при этом не предполагается. Главный мотив для избегания греха и творения добрых дел, это не признание Бога за Бога, а ближнего своего за брата, а то, что мне сделают больно. Чистый, незамутненный, детский эгоизм.
Я понимаю, что когда человек не спит с женами подчиненных по страху, что кредит с дебетом не сойдется, то это все лучше, чем когда спит. Но выдавать это за вершину православного богопознания… нет, это что то явно не то.

#сотериология

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

4 комментария

  1. Ничего похожего на обновление сердца.******Так в чем проблема? Это все человеческие догадки, модели. Люди разные: для прагматичного человека будет хороша такая модель, для мистически настроенного — другая, например ваша. Кто вас рассудит, ведь небеса молчат?

  2. 1) Человек МОЖЕТ быть отсечён от лозы, но из-за своего глубоко «спящего» состояния этого даже и не заметить. (Строго говоря, человек может даже и не привитым оказаться.) 2) А если признать неудачной Повесть о Таксиоте, Вас больше не будет смущать учение о мытарствах? Ну, читайте Иустина (Поповича), а не Повесть о Таксиоте.

  3. В Евангелии тоже не раз говорится о наградах за добрые дела. Разумеется, все это надо понимать в контексте всего христианского учения. Доброе дело, которым может быть изглажен грех является дело Святого Духа, обновляющего нашу душу. Которое может выражаться в разных внешних поступках. Как например, то, что Господь указывает в притче о Страшном Суде. Нельзя же противопоставлять эту притчу тому, что мы спасаемся Христом.

  4. Все спасение наше — в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом отношении к живому Богу.

    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)