Сергей Худиев: Дискуссия о нашем спасении – и я рад, что она идет, потому что это вопрос более…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Дискуссия о нашем спасении – и я рад, что она идет, потому что это вопрос более всего достойный обсуждения — идет несколько по кругу. Я указываю на обетования Божии, мне возражают, что человек не может определенно знать, относятся ли к нему эти обетования или нет.
Но обетования — это ровно то, что Бог обещал Вам (а не только другим людям), и вера в обетования — это вера в то, что Бог исполнил, и исполняет, и исполнит их именно по отношению к Вам. Обещание — это то, что дается кому-то, а не в воздух. Жених обещает невесте, отец — детям, государь – своим слугам, работодатель — работникам.
Полагаться на чьи-то обещания можно только в том случае, если они даны именно Вам. Если Вы не знаете, Вам ли они даны, у Вам просто нет никаких обещаний.
Как Апостол Павел пишет об Аврааме:

«Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так [многочисленно] будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:18-25)

Обетование данное Аврааму не выглядело «Бог обещает кому-то (и ты, Авраам, не можешь знать, ты ли это) многочисленное потомство». Оно выглядело именно как обещание лично Аврааму, которому Авраам поверил. Обещание Господа относительно Евхаристии «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:54) не значит «какой-то человек имеет жизнь вечную, но скорее всего не ты». Господь определенно подает твердую надежду тому, кто с верой приступает к св.Тайнам.
Если жених при венчании говорит «некая девушка имеет мои обещания вечной любви, верности и заботы, но вот именно эта конкретная девушка, которая просто тут в белом платье пришла постоять, не может знать, она ли это», это будет просто означать, что бедной невесте ничего вообще не обещано – и у нее вообще нет жениха. Если работодатель говорит «некий работник имеет обетование платы, но вы не можете знать, вы ли это и вообще состоите ли вы на работе» — это просто означает, что у вас нет никакой работы и никакой надежды получить плату.
Иначе говоря, если вы не можете знать, относятся ли к вам обетования, это просто значит, что никаких обетовании у вас нет, они уничтожаются, опровергаются и ни во что вменяются.
Но зачем-то Бог их давал? Зачем-то Христос произнес эти слова о Евхаристии, зачем-то мы их повторяем?

#сотериология

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

8 комментариев

  1. От чего спасаетесь, господа, от Бога??

  2. Простой прикладной вопрос. Если есть обетования, зачем все таинства, кроме крещения? Зачем исповедь, зачем Причастие? Подумаешь, «не будешь иметь в себе жизни», обетование-то есть. Ешь, пей, веселись, и в воскресенье можно поспать подольше.

  3. Человек не может определенно знать, относятся ли к нему эти обетования, только в одном случае: если Христос искупил НЕ ВСЕХ людей.
    Но кроме кальвинистов, такого кажется никто не утверждает.

  4. Без уверенности в спасении нет христианства, а лишь дешёвая под неё подделка

  5. Человек может узнать, относятся ли к нему здесь и сейчас эти обетования. Но не по каким-то формальным признакам. «Покаяние является началом и серединой и концом христианского образа жизни: поэтому оно взыскуется и долженствует быть и прежде святого крещения и в святом крещении и после святого крещения.» (Григорий Палама) Всё, что говорится об избрании и оправдании, обращено и имеет отношение только к людям, живущим в покаянии. А живёт ли человек в покаянии, это судит Бог. И сам человек выяснить это возможность имеет, но это уже определённый труд, включающий молитву и какой-то контроль за мотивами своих поступков. (На вопросы о себе я заранее отвечать отказываюсь. В патристике это не рекомендуется.)

  6. Сергей Львович, конечно, обетования относятся ко всем, кто готов следовать за Христом, отвергнув себя. Не к тем, кто только формально принадлежит к Церкви, а именно живет во Христе, не противясь Ему. Вы не найдете нигде утверждений, что главное — принять Крещение по вере, и далее Господь вас Сам приведет к святости и спасению. Мы видим везде призыв к активности. Бегите, подвизайтесь, ищите, стучите, распинайте плоть, умерщвляйте и т. д. Конечно, эта активность — не наша заслуга, как кажется протестантам. Она пробуждается Богом, это Его действие, наше дело — не противиться Ему. Исполняя заповеди, не надо смотреть на количество сделанного (на «заднее»), ибо спасение зависит не от этого, а от того, пребываем ли мы в Боге или противимся Ему, когда грешим. Потому всегда следует уповать на Его милость, а не на себя. Именно исполнение заповедей научает нас смирению и ненадеянию на себя.

  7. Обетования, безусловно, относятся к каждому человеку. Но обещанное тебе можно принять, а можно и отвергнуть. Причём и принятие, и отвержение происходят на более глубоком уровне, чем словесный.

  8. Вы же сами, Сергей Львович, привели цитату об Аврааме. Он не просто однажды поверил Богу, он был тверд в вере до конца, не поколебался, пройдя через испытания. Такая вера — спасительна. А вера расслабленного горожанина, что Бог его все равно спасет и без испытаний — не спасительна.