Сергей Худиев: Еще про сотериологию. Мне кажется, что главная проблема с «подвигами» как…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Еще про сотериологию.

Мне кажется, что главная проблема с «подвигами» как средством спасения в том, что тут игнорируется реальность греха. Люди глубоко отчуждены от Бога своими грехами и сама природа человека глубоко повреждена, так, что даже нравственные и религиозные усилия человека несут на себе печать падения. Религия моментально превращается в средство личного самоутверждения — и отлично делает человека «сыном геенны» (Матф.23:15)
Ситуация, в которую приходит Христос, не является нейтральной — это ситуация глубокого падения, вины и испорченности.
Любая сотериология, которая говорит «я сейчас буду совершать подвиги и за это Бог меня введет в рай», просто игнорирует реальность греха. Чтобы совершать подвиги, надо быть принятым на службу. Чтобы быть принятым на службу, надо сначала получить амнистию. Помилование — не результат подвигов, это их необходимое _предварительное_ условие. Чтобы сражаться в рядах, я _сначала_ должен быть принят в ряды.
Как говорит Апостол, «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:3-7)
Подвиг может быть только проявлением того, что Бог нас принял, а не предварительным условием этого. Если вы изменили своему государю и перешли на сторону его врагов, то перед тем, как совершать подвиги у него на службе, вы _сначала_ должны получить помилование, и быть принятым на эту службу.
Вся христианская этика у Апостола строится на том, что Бог во Христе соделал нас новыми людьми, принятыми и прощенными Богом, и теперь мы должны жить исходя из этого. Например, Апостол пишет:
«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:12-14)
Если вы не являетесь — благодаря тому, что совершил Христос — «избранными Божиими, святыми и возлюбленными», то повеление облекаться во все эти добродетели к вам и не относится. Апостол же не говорит «облекайтесь в добродетели, и, по вашим результатам, Бог посмотрит, принять ли вас в Свои избранные и возлюбленные». Он предлагает обратную последовательность — потому что вы и не могли бы облекаться в Христовы добродетели, не будучи в общении со Христом.
Представление о том, что Христос Своим подвигом не более чем снабдил нас средствами к тому, чтобы мы, своими подвигами, сделались избранными и возлюбленными, делает Его подвиг просто бессмысленным и ничего не достигающим.
Допустим, я дарю вам миллиард евро; чтобы получить его, вам достаточно прыгнуть выше головы. Поскольку, проведя всю жизнь в прыжках, вы этого так и не добьетесь, мой дар бессмысленнен — вы его не получите. Это исключено. Это как в мрачном анекдоте про людей, которым сказали, что если они покажут хорошие результаты в прыжках с вышки, им в бассейн нальют воду.
Почтальон Печкин приносит Вам Благую Весть о прощении и новой жизни, но вы ее не получите, потому что у вас подвигов нету. И не может быть, потому что чтобы совершить их, вы сначала должны получить прощение и новую жизнь.
Это как если бы начальник тюрьмы сказал — у меня для вас Благая Весть! Всякий, кто принесет яблок с той стороны реки, получит свободу! Но как вы можете выполнить это условие, если вас _сначала_ не выпустят из тюрьмы? Тут — говорит начальник тюрьмы — главное не оставлять подвига. Вас, конечно, не выпустят — вы яблок не принесли — но вы все равно старайтесь.
Ну или — другой пример — вас не примут на работу по специальности, если у вас менее пяти лет стажа. Но вы не может получить этот стаж ранее, чем устроитесь на работу.
Собственно, об этой проблеме мне напомнила недавно прочитанная история отступника — человек загоняет себя как клячу, «подвигами», потом пускается во все тяжкие.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

3 комментария

  1. В целом согласна, но, может быть, здесь полезны уточнения.
    Во-первых, «измена Богу и переход на сторону врага» предполагают сознательность и намеренность. Не пообещав кому-то верность, нельзя изменить; не побывав сначала на одной стороне, нельзя перейти на другую. Вот человек родился и живет, допустим, в нерелигиозной семье и нерелигиозной среде. В какой момент он обещает верность Богу, в какой момент изменяет, и как выходит, что сам не знает ни о том, ни о другом?
    Во-вторых, исходя из этой схемы, как объяснить случаи, когда некрещеные люди становились мучениками и «крестились кровью»? Т.е. подвиг у них явно предшествовал «принятию в ряды».

  2. Напрашивается вывод, что единственный требуемый подвиг — это вера, а единственный грех, который может лишить спасения даже при наличии веры — немилосердие к ближним. Все остальное опционально.

  3. Есть такой извод даже не скажу точно чего, что вечность — вообще только для заметных людей, а мелкий планктон просто сгинет. Вижу тут нечно сходное.

Leave A Reply To Olga Kazanskaya Cancel Reply