Сергей Худиев: ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ И НОВИЗНА РОМАНА «ОБИТЕЛЬ» В СВЕТЕ ВОСПОМИНАНИЙ…
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ И НОВИЗНА РОМАНА «ОБИТЕЛЬ» В СВЕТЕ ВОСПОМИНАНИЙ СОЛОВЕЦКИХ УЗНИКОВ
Иерей Вячеслав Умнягин
Преступниками или как минимум безнравственными людьми в романе выставлены практически все литературные персонажи. Это оскорбляет память реальных заключенных, которые нередко страдали за несовершенные ими преступления, а в условиях лагеря сумели сохранить свое человеческое достоинство. Соловки же предстают местом, где «невозможно отличить палачей от жертв».
Автор, который считает коммунизм единственной надеждой на будущее, оправдывает существование СЛОНа, ведь понятно, что мучители и убийцы должны нести наказание. Но одновременно с этим писатель лишает историю нравственного измерения, а человека – свободы воли и нравственного выбора.
Выбора между добром и злом в романе как бы не существует, на что справедливо указывает современный критик: «В “Обители” нет ни хороших, ни плохих, потому что все герои, придуманные Прилепиным, пытаются выжить в условиях жутковатого эксперимента над личностью человека, и в этой ситуации инстинкты часто важнее разума».
В «Обители» религиозно-философское напряжение эпохи сведено на нет, а его место заполняет энергия ненависти, которая задним числом оправдывает действия советской власти в отношении чуждых ей людей. Во главу же угла ставится современное видение одного из самых трагических этапов русской истории, с доминирующей в нем темой нравственного разложения и приземленного отношения к жизни, которые не требуют от ума и души человека отклика в личном покаянии, изменения убеждений, чувств и поступков.
На первый план в романе выходят человеческие слабости и пороки, страсти и эгоизм, а не добродетели или «жемчужины духа», которые искали и находили лагерные летописцы. Все это не отвечает полноте исторической действительности. Такой подход несет не новизну, а дезориентирует в отношении идейного и морального состояния наших сограждан 1920–1930-х гг., уводит от понимания важных вещей, которые обеспечивают связь поколений и передачу национальной идентичности.
ПРОЧИТАТЬ НА САЙТЕ:
https://pravoslavie.ru/139869.html
Об авторе: |
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов Все публикации автора »» |