Сергей Худиев: К дискуссии про заповедь «не убий» Вот нам Роскомнадзор дает заповедь – не…
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:
К дискуссии про заповедь «не убий»
Вот нам Роскомнадзор дает заповедь – не употреблять некоторое слово для описания некоторых событий. Мы, как люди благоразумные, в бутылку не лезем, на обострение не идем, гусей не дразним, и формально соблюдаем – что не столь и затруднительно, богатство родного языка позволяет довольно свободно обмениваться мнениями, и высказывать все, что нужно, формально не идя на конфликт.
Но в сердце своем мы не имеем благоговейной любви к Роскомнадзору и рвения к исполнению его заповедей – ну вот те формальное уклонение от конкретного слова, как ты и велел, и отстань. Есть опасность, что все равно докопаются, но ее можно минимизировать обдуманным выбором слов.
Можно также относиться к заповеди Божией. Ветхозаветные израильтяне, получив заповедь «не убий» как вели войны, так и казнили преступников – то есть, очевидно, заповедь понималась ими как «не убивай своевольно, по личной инициативе», а вот убийство неприятеля на войне или казнь преступника по приговору суда под этот запрет не подпадала. То есть заповедь идентична статье 105 УК РФ. Совершаю ли я деяние, предусмотренное статьей 105 УК РФ? Нет? Ну и отстаньте.
Если мы добираемся но Нового Завета, то мы можем продолжить эту ветхозаветную традицию – св.Ап.Павел признает за начальствующим обязанность «носить меч», ни св.Иоанн Креститель ни св.Петр (в случае с Корнилием сотником и его сослуживцами) не требуют от солдат оставить службу и т.д. То есть опять таки «не убивай своевольно», а по приказу – без проблем.
Во всяком случае, до тех пор, пока мы относимся к Богу как к Роскомнадзору – ничуть не солидаризируясь с Его целями и Его отношением к творению, а просто действуя в рамках формальных запретов, которые нельзя в лоб нарушать, но можно обходить. Если видеть в заповеди выражение воли Божией – Бог любит людей, и Ему не угодно, чтобы они мучили и убивали друг друга – то христианину уместно искать, как исполнить волю Божию, а не как ее обойти. Воины бичевали и распяли Господа по приказу законной власти. Оплевали, возможно, по личной инициативе – а вот распяли строго по приказу. Делает ли это их действие безгрешным?
Более того, в Новом Завете нарушение заповеди «не убий» понимается очень широко: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф.5:21,22) «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан.3:15)
Понятно, что это вызывает огромную проблему – вот монахи обратили ко Христу варварского вождя; если он станет тщательно хранить заповедь, его тут же съедят другие вожди – да и из его родного племени тут же сместят не столь совестливые искатели власти. Есть очевидное напряжение между заповедью и необходимостью этого падшего мира. Остается только увещевать новообращенного вождя быть христианином настолько, насколько это возможно в его ситуации. Резать по необходимости, а без необходимости – не резать. Но делать вид, что никакого напряжения тут нет, не нарушаешь статьи 105, так и свободен – было бы явной ошибкой.
Как рядовые граждане (и пользователи сети) мы не находимся в какой-либо необходимости нарушать заповедь. Мы – не государственные мужи, вынужденные или нет отдавать приказы, и не воины, находящиеся по присягой. Ничто не вынуждает нас ненавидеть, желать смерти, радоваться смертоубийству, горячо его одобрять, воодушевлять на него других. Предаваться гневу, ненависти, зложелательству и злорадству и кричать «ура!» перед телевизором – наш свободный и непринужденный выбор. Мы его совершаем именно что своевольно, не под давлением невыносимых обстоятельств и не по приказу. И он-то точно показывает свободное нежелание соблюдать заповедь и то, что мы, в таком случае, имеем не больше любви к Богу, чем к Роскомнадзору.
У нас, как христиан, есть миссия в этом мире – быть свидетелями того Царства где «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9), и служить тому Царю, который никого не лишил жизни, но отдал Свою.
Политруки-то, конечно, объяснят, что этот ваш Христос того и хочет, чтобы вы шли и убивали, а если от вас этого не требуют – кричали «ура!» с диванов. Но Христос избрал Апостолов, а не политруков, и кого мы обманем, кроме самих себя?
Христианину же следует искать, как исполнить заповедь Божию, а не как ее обойти.
Об авторе: |
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов Все публикации автора »» |
Опять передергивание и попытка сравнить, извините за вульгарность, шланг с гусиной шеей