Сергей Худиев: Когда люди говорят о том, что признавать себя наследником Царства есть дело…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Когда люди говорят о том, что признавать себя наследником Царства есть дело гордыни, это очень хорошо показывает корень наших разногласий. Если мне оказано великое Благодеяние, и я открыто признаю, что да, оно мне оказано, это будет необходимым проявлением благодарности к тому, кто его оказал. Если врачи спасли меня от смертельной болезни, пока я лежал как труп, сказать «уж и не знаю, спасли они меня или нет» было бы отказом признать благодеяние и очевидной несправедливостью.

Гордыня — это приписывать себе достижения, которых у тебя нет. И если вы полагаете, что считать себя наследником Царства есть гордыня, вы неизбежно исходите из того, что такое наследство есть достижение человека, а не дар Бога.
И, вы, конечно не беретесь с уверенностью утверждать, что достигли этого, и полагаете такую уверенность крайне надменной. И, конечно, это и было бы крайней надменностью — приписывать себе такое достижение.

Но если в этом случае вы все же питаете надежду спасения, вы неизбежно исходите из того, что если (если!) вы обретете спасение, вы обретете его как свое достижение, а не как незаслуженный дар. Но такая надежда – хотя бы и неуверенная – есть горделивая попытка поставить себя самого своим собственным искупителем и спасителем.

Еще раз – если спасение это благодеяние Бога, признавать это благодеяние оказанным никак не есть гордыня — но справедливая благодарность. Это гордыня только в том случае, если спасение – это достижение самого человека. Если Вы считаете веру в то, что мы спасены, гордыней, это выдает сотериологию, в которой вы свой собственный спаситель, а зачем нужен Христос, остается вообще непонятным.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

7 комментариев

  1. Кажется, я понял, кто эти люди, которые кланяются, слыша «оглашенные, главы ваши Господеви приклоните», но после возгласа «оглашенные, изыдите» никуда не уходят

  2. Оффтоп: скажите плиз, состоялся ли анонсированный диспут про древние источники?

  3. А может быть, горыня — быть уверенным, что именно Вы или ваша группа — единственно верно понимает волю Бога, а?

  4. Гордыня — это превозношение. Неважно, чем обусловленное. Подвигами, происхождением или незаслуженным избранничеством.

    Смиренный же никогда не превозносится, не считая себя лучше других, даже если ему много дано, признает, что с него много и спросится, потому не признает себя достигшим и достойным.

  5. Если Царство — это любовь, тогда как я могу признавать себя его наследником, когда у меня еще нет любви? Невозможно попасть в Царство, не имея любви, поскольку оно и есть любовь.

    Если же Царство — что-то помимо любви, нечто потребительское, тогда да, возможна уверенность в получении наследства и до стяжания любви. Но в таком случае любовь, проистекающая из благодарности, не безусловна, а основана на потребительском отношении к Богу. И радость от гарантии наследства отлична от радости чистой любви, являясь ее эгоистической подменой.

    Конечно, достижение любви невозможно без Бога. Никто из православных святых не считал, что человек может сам достичь Бога. Дух, действуя в наших сердцах, ведет нас к любви. И потому мы не своей силой стяжаем любовь. Но пока ее нет — все мечты о наследстве Царства — самолюбие. Христос нас достиг, а мы Его — еще нет. Не будем подвизаться — можем оказаться недостойными. Будем угашать Дух, если не станем подавлять им дела плоти — не спасемся. Потому что погибель — не что иное, как лишение любви.

  6. Признавать себя наследником Царства не есть дело гордыни, а МОЖЕТ быть делом гордыни. И почему обязательно гордыни? Может быть и делом лени. Много чего ради, и хорошего, и плохого, и ложно, и истинно можно признать себя наследником Царства Небесного. Вы согласились с тем, что для того, чтобы увидеть свои грехи и в них покаяться, нужно усилие. Не прикладывая усилий, человек может обманываться. Если мы не прикладываем усилия, то мы в опасной зоне. Но, если Вы с этим согласны, то, кажется, ведь, что Ваше построение разрушается? Это ведь самое обычное дело, что считающий себя верующим христианин не прикладывает никаких усилий для познания своих грехов и их исправления.

  7. Спасение — есть воля и благодеяние Самого Господа Бога и только Его.
    Гордыня — это считать, что ты «своими делами» это спасение хоть как-то заслужил. Тут все просто.
    Как просто и то, что «принять Его Жертву» лишь в мыслях и словах своих — есть ничто.
    Это приятие (если оно на самом деле произошло) не может не выразиться в делах. По которым, собственно, Господь и судит (согласно логике и, само собой, Евангелию).
    Я до сих пор не могу понять, дорогой Сергей, а с чем вы, собственно, спорите?

Leave A Reply To Olga Kazanskaya Cancel Reply