Сергей Худиев: Как злы и безумны украинские националисты
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:
Когда мне в комментариях пишут, как злы и безумны украинские националисты, это какое-то ломление в открытую дверь. Мое отношение к украинскому национализму известно и не менялось с тех самых пор как я ознакомился с этой идеологией (еще до 2014, когда некоторые мои знакомые им увлеклись)
Наше расхождение в том, что вам украинский национализм не нравится потому, что он украинский, а мне — потому что он национализм.
Мне вообще не нравится национализм, как таковой, включая русский. У меня с ним принципиальные мировоззренческие разногласия.
Потому что если нация является предельным объектом преданности и поклонения, то не Бог; а если Бог — то не нация. Если главный в нашей жизни — Бог, то не нация; а если нация — то не Бог. Это очень просто.
Но что особенно плохо в национализме — его тенденция присваивать и подчинять религию.
Для национализма религия носит важный, позитивный, и при этом подчинённый характер — как часть национальной идентичности. Она может мыслиться только как средство, обслуживающее то единственное, что заслуживает абсолютной преданности и поклонения — нацию. Нация нуждается в символах, реальность которых не имеет значения — и религия является одним из источников таких символов и объединяющих ритуалов.
Религия — это часть нашей национальной идентичности, обслуживающая волю нашей нации к выживанию и господству.
В этой картине мира Христос Бог наш существует в том же смысле, в котором существует Родина-Мать или Неизвестный Солдат — как важный и почитаемый символ нации, которому воздается почтение в том же ряду и на том же уровне. При этом Он никак не воспринимается как личность, с которой можно было бы вступить в завет, и отношения с которой можно было бы опасаться испортить. Человек обретает цель, смысл и оправдание своей жизни в верности своей нации — а Христос это просто один из ее символов, и не самый важный. Что там написано в Евангелии — не имеет никакого отношения к нашему национальному делу и вообще не интересно.
Это неизбежно расходится с верой, в которой Христос есть буквально Тот, кем Его исповедует Церковь — Он буквально Бог, Господь, Судия и Спаситель всех народов; Евангелие есть Его слово, сообразно которому мы будем судимы в последний день. С ним можно войти в личный Завет, и искать повиновения лично Ему.
В итоге получается, что национализм вполне устраивают христианские обряды (которые, как и любые другие обряды, могут быть использованы для переживания коллективной идентичности и исторического преемства), устраивают некоторые национальные святые (не все и не всегда, но некоторых после соответствующей редактуры можно использовать), но не устраивает, собственно, Христос Евангелия — которого невозможно поставить на службу национальному делу, потому что Его вообще невозможно поставить на службу. Он Господь и Судия всех народов.
Национализм очень предан национальной Церкви — но остро враждебен Евангелию.
РНЕ, помнится, охотно использовало вифлеемскую звезду как символ движения — и почитали себя православными, а деликатный вопрос об этническом происхождении Богородицы, Христа и Апостолов вообще не посещал их арийские головы.
Вот в этом вопросе — существует ли Бог, наш Творец, Судия и Спаситель, Единственный, кто достоин абсолютной преданности и поклонения, или Бог — это не больше чем изобретенный людьми символ, а предельным объектом преданности и поклонения должна быть нация — и разделяет меня с националистами. Любыми.
Об авторе: |
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов Все публикации автора »» |