Сергей Худиев: Люди постоянно смешивают милосердие, справедливость, и политические симпатии….

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Люди постоянно смешивают милосердие, справедливость, и политические симпатии.
Допустим, я горячо поддерживаю правое дело Джулиана Ассанжа и считаю он кругом прав, а его преследователи — кругом неправы. Тогда требуя прекратить его преследования, я требую справедливости, а не милосердия. Я делаю это на основании лично моих политических симпатий, и тут вопрос в том, является ли дело Ассанжа настолько правым, насколько я его вижу. Это про симпатии.
Я считаю расистские ругательства недопустимыми и что таковых ругателей надо одергивать — но что ломать жизнь девушке за то, что она будучи 15-летней дурой произнесла в камеру расистское ругательство, неправильно. К людям, которые поступили плохо, и нет спора, что плохо, лучше проявить милосердие.
Милосердие к преследуемому — это когда вы не спорите, что он виноват, но полагаете, что надо умерять строгость. Если он не виноват — то есть преследуют его за то, что не есть преступление, или вовсе за то, что в ваших глазах есть подвиг, это не требование милосердия — это требование справедливости.
Милость можно призывать к падшим; к непадшим воинам света и воинам добра можно призывать справедливость, поскольку по справедливости они достойны оправдания.
Если я говорю «Позорные царские сатрапы! выпустите из своих застенков юного Сосо Джугашвили, как он есть справедливейший борец за правое дело ниспровержения вашего проклятого царского режима!» я требую справедливости, а никак не милосердия. Другое дело, что сатрапы могут по другому смотреть на этот вопрос.
Праведник не нуждается в милосердии — он нуждается в справедливости. В милосердии нуждается грешник.
Подменять вопрос о том, считаете ли вы дело, за которое борется фигурант, правым, вопросом о том, а надо ли проявлять милосердие к узникам, есть (сознательная или нет) подмена.
Если вы боретесь с царским режимом/американским империализмом и т.д. и по этой причине борец с вашими врагами вызывает у вас горячие симпатии — ОК, но это ситуация в принципе отличная от «давайте пожалеем безрассудного дуралея, который присел за закладки; он горько плачет и больше не будет». Ваш-то герой точно будет и ценен в ваших глазах именно этим.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

6 комментариев

  1. Здесь, думаю, могут быть ещё вот какие соображения. Когда некто имеет дело с силой, значительно превосходящей все его возможности, он (некто) может просить о милосердии к сколь угодно ему симпатичному и кажущемуся ему справедливым деятелю. И эту просьбу можно будет назвать не справедливой. Но делается она не из соображений справедливости, а потому, что надо же хоть что-то в этой ситуации делать.

  2. Не совсем так. И грешник нуждается в справедливости. Допустим, что Навальный — грешник, и нарушил какие-то законы. Но, во-первых, зачем было его травить (если мы в это верим)? Если же мы не верим в отравление, то все равно, с какой стати было шить ему «склонность к побегу» и будить каждый час всю ночь? Откуда и когда бежал Навальный?! Он — сюда «бежал», если уж на то пошло… Так что мы требуем — справедливости или милосердия? Не так просто…

  3. Ну, требовать/просить милосердия можно и для врагов, которых наказывают не по справедливости или вине, а потому что им не повезло проиграть.

  4. Ассанж… Интересно, как он там сейчас?

  5. Не так страшен царский режим, как американский империализм. Одно дело, когда читал о нём в советских газетах, и был надёжно защищён стеной, другое дело, когда он захватил твою страну.

  6. у Вас аристотелизм какой-то смешанный с идеологическим субстратом