Сергей Худиев: Меня спросили, а почему я так завелся на тему уверенности в нашем завете со…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Меня спросили, а почему я так завелся на тему уверенности в нашем завете со Христом. Со страху перед генной? Ну, отчасти, хотя это не главное. Я верю в реальность геенны – хотя бы потому, что пустить нераскаянных злодеев в рай, так, чтобы они не сделали его адом, невозможно. Можно только или выставить их во тьму внешнюю, или предоставить тьме поглотить все.
Но что важнее — та «аскетическая традиция» (беру в кавычки, потому что выбор цитат из св.Отцов отражает точку зрения того, кто выбирает), которую мне предлагают, выдвигает какой-то совсем другой образ Христа. Который на Христа как-то совсем не похож.
Вот например люди у меня спрашивают, а почему Церковь так негативно относится к разводам. А если помидоры завяли? Я отвечаю, что Христос верен и требует верности, и брак есть образ отношений Христа и Церкви, и как Христос нас не бросает при всех наших грехах, немощах и недостатках так и ты не бросай. «А чо она растолстела и ноет без конца?» — ты тоже совсем не идеал человека, Христос же тебя не бросит. Научайся от Него, призывая Его благодать.
Но, ознакомившись с подборкой аскетических цитат (к счастью, внешние ее не читают), человек мне скажет — да как не бросит? Бросит на раз, вот тебе например «Вижу я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку лет семи, даже пяти, и говорю: – Как ты сюда попала? И думаю, какие грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец? А она смотрит на меня и говорит: Я здесь за скверные мысли» или вот «Немного опомнившись, он рассказал, что за нарушение поста в среду и пятницу наши неприятели, враги, заставляли есть мерзких червей» «По неосторожности моей я питала в себе — чувство сердечной привязанности к одному юноше, услаждалась в мечтах представлением его прекрасного вида и соединением с ним. И, понимая, что это — Грех, СТЫДИЛАСЬ — Открыться в нём духовнику при Исповеди. Следствием порочного услаждения нечистыми мыслями и мечтаниями было то, что по кончине моей, святые Ангелы — возгнушались мною и оставили меня — в руках демонов» И так далее и тому подобное.
Тут мне мой оппонент заметит, что он-то всяко намного лучше обращается со своими домашними, чем Христос – со своими. И ставить ему в пример Христа куда как странно. Ну да, он нарушил обещания, которые давал жене – но у вас-то Христос тоже давал обетования, а потом они оказываются пустыми и ничего не значащими — приступающий к св.Тайнам имеет жизнь вечную, ага, ага. Пока не съест сосиску в среду, не впадет в скверные мысли, или, по крайней молодости лет, не возымеет романтических мечтаний.

И вот этого образа Христа я снести не могу. Впрочем дело не в том, что я не могу — а в том, что он просто ложен.

Излишне говорить, что Христос Евангелия – другой. Совсем другой. Он строго предостерегает упорствующих во грехе – это да. Геенна, это, еще раз, реальность. Но Он верен тем, кто полагается на Него. Петр не то, что возымел худые мысли — он отрекся три раза, не говоря уже о том, что он там ел в среду. Да и вообще Апостолы изображены совсем не идеальными людьми — именно с той целью, чтобы мы видели, что Христос терпит неидеальных людей. Которые, возможно, даже способны съесть сосиску в среду.

Христос – верен и надежен. На Его добрую волю можно полагаться. Он ищет, как спасти людей, а не погубить их. Если Он дает обетования — в них можно не сомневаться.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

8 комментариев

  1. Браво! Не перестаю восхищаться Сергеем!

  2. Верить можно в абсурдность любой идеи, даже такой, которая гласит: за временный грех тебя ждет вечное мучение, вечный ад. При этом в природе нет нигде даже аналогии подобного вечного положения. Я уже не говорю о том, что вечный рай тоже ничем не лучше вечного ада. Без жизней на Земле и в других мирах, без дальнейшей и бесконечной эволюции духа — создание такого сложного многоуровневого существа, как человек, и такой бескрайней вселенной, как наша, — полнейшая бессмыслица! Поэтому запугать думающего, размышляющего человека «геенной» невозможно в принципе — он не примет эту идею как догму.

  3. А не Господь ли дал предельно строгие заповеди? О том, что напрасный гнев подлежит суду, а воззрение с вожделением есть блуд в сердце? И за каждое праздное слово дадим ответ в день Суда? Или мы это будем игнорировать, полагая, что к нам такая строгость не относится, поскольку мы в завете? Любой грех может убить душу, поскольку он противен любви, если мы не раскаемся, отвергнув его. Но это не повод отчаиваться, а повод прибегать к Богу, но не в праздном самоуспокоении, а в молитве с надеждой, что Бог не ослабнет, а исцелит, что дает силу воздерживаться от греха.

  4. Из древнего богослужения:»песенное последование»

    даруй нашим душам сокрушение и нашим мыслям заботу о испытании
    на страшном и праведном Твоем суде; пригвозди к страху твоему плоть нашу и
    умертви земные члены наши, дабы и в безмолвии сна просветиться созeрцани-
    ем судов твои

  5. Вот и меня тоже очень удивляет, что люди, «будучи злы», как говорит Христос, относятся друг к другу гораздо мягче и снисходительнее. Ну, ленив. Ну, жадноват. Ну, вспыльчив. Что же делать, все мы не ангелы, а уж если узнать историю жизни этого человека, то порой удивляться совсем нечему. А Христос с него спросит не только за дела, но даже за мысли? Не складывается это никак.

  6. 1) Вопрос о соответствии Ваших сотериологических взглядов взглядам восточных отцов это вопрос, который поддаётся проверке рациональными методами. Назовите какого-то одного восточного отца и давайте как-то детально его взгляды по спорному вопросу исследуем. Ницше не был толстовцем, а Достоевский не был ницшеанцем, и это поддаётся верификации. 2) Я, кажется, понял Ваш вопрос из комментариев к прошлым постам. Может ли человек достоверно знать, что здесь и сейчас и последние два месяца он не «дезертир», не в прелести, не «спящий часовой», что он идёт со всем народом из Египта в Землю обетованную? Ваш вопрос по смыслу таков? Руководствуясь только формальными критериями, не может. Посредством молитвы и исследования своей совести может. Но лучше, наверно, это почаще и потщательнее проверять.

  7. Это все хорошо, но как вы предлагаете относиться к тем цитатам, которые противоречат вашим взглядам? Ведь такие цитаты явно в наличии, причем их настолько много, что вашим оппонентам даже особо трудиться не нужно, чтоб отыскать. Вы считаете, что отцы ошибались, что не умели выражать свои мысли (причем, включая выскообразованных составителей богослужебных книг, которые уже десятки поколений в ходу)? Или что это злонамеренная диверсия какая-то, подлог?

  8. Говорящіе Христу: Господи, Господи! — это полагающіеся на Него, да? Слѣдовательно, Онъ вѣренъ имъ и они могутъ не сомневаться въ спасеніи?