Сергей Худиев: Пострадавшие могли бы иметь к Сталину претензии
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:
Мне пишут, что новомученики, как лично пострадавшие могли бы иметь к Сталину претензии, но Христос-то тут причем. Я тут вижу глубокое непонимание, того, кто такой Христос, которое надо разъяснить.
Христос говорит Савлу «что ты гонишь Меня» – хотя самого Христа он гнать не может, тот уже вознесся. Савл гонит Церковь. То есть для Христа гнать Церковь — значит гнать Его. Церковь есть Невеста Христова. Он любит свою Невесту. Ему больно, когда ее терзают. «ибо касающийся вас касается зеницы ока Его» (Зах.2:8)
Христос глубоко, нежно, эмоционально любит Своих людей. Он умер за них на Кресте. Он соединился с Ними в Крещении. Если вы – даже вы, будучи грешными людьми – любите кого-то, для вас раны, нанесенные вашей жене, или ребенку, или матери – это хуже, чем раны нанесенные лично вам. Христос страдает во всех Своих мучениках. Это его тело терзают палачи, это Его морят голодом, это Его рвут штыками, это Его расстреливают в затылок.
Это не поэтический образ. Это точное богословие.
Если вы выбираете поклоняться убийце Его мучеников – тут эвфемизмы «симпатизировать», «признавать заслуги» и т.д. этого нимало не маскируют — вы тяжко оскорбляете Его в Лицо.
Говорят, что Бога нельзя оскорбить. Библия говорит, что это не так. Идолопоклонники именно что тяжко оскорбляют Бога.
« Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, — к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках» (Ис.65:2,3)
Если вы говорите, «ну и что, что Сталин терзал святых Христовых – зато была индустриализация и кубанские казаки» ну, попробуйте себе представить, как бы вы отреагировали на «ну и что, что N терзал вашего ребенка — зато он прекрасный специалист»
Ну, дело, конечно, ваше – но вот любить и чтить Христа и «уважать» «почитать» и как либо позитивно оценивать убийцу Его святых — это, для христианкой совести, немыслимо. Об этом и подумать чудовищно.
Об авторе: |
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов Все публикации автора »» |
Было бы все намного проще и понятнее, если бы люди действительно делились на «Своих», за которых Христос умер и которых любит — и чужих, к которым никакого отношения не имеет, за них не умирал, их не любит, они Его оскорбляют и гонят, а Он их ненавидит в ответ, ну и ладушки. Но, кажется, по Евангелию и по православному учению все-таки не так. Христос говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44-45). И Сам Он молится за тех, кто Его распинает. Это трудно вместить, но это так. Христос не находится «на стороне праведных против грешных» — он на стороне каждого человека и против греха в каждом человеке. Поэтому, не испытывая ни малейших симпатий к Сталину, я сильно смущаюсь, когда мне говорят, что Христос требует от меня его (или кого-то еще) ненавидеть, а любое доброе чувство к нему является оскорблением Бога. Нет, в Евангелии сказано не так. Сталин — не злой дух, он грешный человек; нет никакой «пропасти» между им и нами, более «благополучными», но по сути такими же грешниками. Ненависть к человеку не может быть обязанностью христианина.
Это первое, что очень смущает в этой риторике. Второе то, о чем уже писала в прошлом треде: в ситуации внутреннего конфликта вместо молитвы и покаяния ты требуешь от человека внешнего, механического отказа от «недолжных чувств». На это и мало кто согласится — и если даже кто-то согласится, результаты будут сомнительные. И третье — легкость, с которой ты говоришь от имени Христа в вопросах, о которых Церковь так легко и радикально не высказывается (ведь сталинистов не отлучают ни от Церкви, ни даже от причастия). Честно говоря, эти ссылки на Христа и Его чувства к сталинистам, якобы досконально тебе известные, звучат как манипуляция.