Сергей Худиев: Много комментариев про мотивацию — с чего бы христианину избегать греха и…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Много комментариев про мотивацию — с чего бы христианину избегать греха и стремится к угождению Богу, если Бог его принимает только на основании Крестной Жертвы Христа? Если наше спасение не строится на основании наших дел, то зачем их совершать?
Так это обращает наше внимание на еще одну проблему спасения подвигами/делами/добродетелями — его полный эгоцентризм.
Ты должен угождать Богу, потому что иначе Бог бросит тебя бесам. И вообще сделает тебе больно, страшно и плохо. Никакого другого мотива для богоугождения, кроме как бы лично мне избежать страдания и обрести наслаждение, не предполагается. Это как повиноваться земному тирану – никто не хочет себе лютой смерти. Обожать-то его обожают, но пока боятся. А потом памятники снесут, и никто слова не скажет против.
А если Бог обещает «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:9,10), то любые мотивы для богоугождения пропадают. Зачем, в самом дела, бороться с грехом или творить добрые дела, когда ты итак избегнешь ада?

Кто станет угождать Богу не из-под палки? Ну, будем избегать, максимум, тяжелых грехов за которые могут и выгнать – а трудиться ради Бога? Да зачем оно, если и так проскочим?

Язычники могут проявлять искреннюю преданность своим семьям, странам, партиям, корпорациям и т.д., и усердно служить не по страху наказания, а именно по любви и преданности. За христианами такой способности не предполагается — сказать, что они «получают оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:24), значит совершенно их демотивировать.

Есть ли «педагогике запугивания» библейские основания? Да, Бог снисходит к людям, Он вообще не гордый. «Если ты не обратишься от злого пути твоего, лично тебе будет плохо» — это все в Библии есть. Но это не основная мотивация, и Бог хочет другого. Лучше удаляться от зла хотя бы по страху, чем не удаляться вообще — но жизнь со Христом это не жизнь в страхе.

«Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
(Рим.8:15,16)
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1Иоан.4:18)
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:15) То есть Христос ищет нашей любви и преданности – а не запуганности. Ему следует служить, потому что Он поистине достоин этого — ради Него — а не ради того, чтобы мне избежать неприятностей.
Как говорит св.Иоанн Златоуст, «Если бы мы любили Христа, как любить следует, то знали бы, насколько тягостнее геенны оскорблять Любимого; а так как не любим, то и не знаем великости этого наказания, — и это есть то, из-за чего я всего более рыдаю и плачу»

#сотериология

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

9 комментариев

  1. Сомневаюсь, что мы должны угождать Богу. Мы не рабы Его. а дети любимые. Мы в своей лучшей части с Ним слиты и едины, угождать мы должны себе истинному, божественному, ибо мы страдаем когда идем против совести и даже в том, случае если наша совесть ошибается, забыв держать совет с Духом Святым. Не нужно служить Богу, мы ему не слуги, нужно быть с ним, так как это наше Родина, Отечество, это как дышать кислородом.

  2. «Так кто у нас начальник
    И где его плеть
    Страх его праздник
    Вина — его сеть»(с)

  3. Вот так жил человек во грехе, не тужил и вдруг раз, решил меняться к лучшему. Каяться. Бога искать. Так это все от лукавого или от благодати?

  4. Вы какой из этих тезисов обосновываете: 1) каждый крещёный христианин, если он не ворует, не убивает и не прелюбодействует, то он уже настолько любит Христа, что готов Ему не «из-под палки угождать» или 2) каждый крещёный христианин попадёт в Царствие Небесное, даже если он и не так уж сильно любит Христа, чтобы Ему, сильно напрягаясь, не «из-под палки» угождать, но при этом не ворует, не убивает и не прелюбодействует?

  5. Кстати, сам автор слов про «совершенная любовь вон изгоняет страх» также свидетельствует «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся;», а во время преображения Иоанн вместе с Петром и Иаковом «пали на лица свои и очень испугались». Бог не хочет, чтоб мы Его боялись и всячески ободряет нас, но боязнь Бога естественна для человека, даже если этот человек достиг высоких степеней святости.

    Кстати, сказано ведь, что не просто любовь изгоняет страх, а «совершенная любовь». И как вы себе это представляете? Поверил, покрестился, и сразу совершенная любовь? Обычно отсутствие страха Божиего свидетельствует не о достижении высот любви, а о банальном незнании Бога как Личности, об несостоявшейся пока встрече с Богом.

    Еще хотелось бы сказать, что ваши рассуждения о «педагогике запугивания» выглядят странными, потому что вы приписываете своим оппонентам мотивацию, которой у них может и не быть. Если я говорю человеку «завтра ты пойдешь к зубному врачу», то я необязательно хочу его напугать, я просто сообщаю ему информацию. Аналогично и с мытарствами и с возможной потерей спасения. Если вас это лично пугает, то это не означает, что сообщающие вам эту информацию хотят вас напугать. Они просто сообщают вам как обстоят дела в реальности.

  6. «Если наше спасение не строится на основании наших дел, то зачем их совершать?» — ну так и не совершайте ничего. Например не занимайтесь богословско-просветительской деятельностью. Не кайтесь в грехах. Не ищите Истину среди мнений и правд земных. Потом расскажите, что стало с духовной жизнью. Достигли вы Христа или нет.

  7. Совершенно верно кмк

  8. Сергей, прямо не верится, что это ты пишешь. ❤

  9. Я не могу назвать себя безупречным соблюдателем заповедей. Не говоря уже о том, чтобы творить добро по-настоящему. Скорее, павловское «добро, которого хочу — не делаю, зло, которого не хочу, делаю».
    Но у меня такое ощущение, что те, кто спорит с выкладками в сабже, никогда не ощущали к чему-либо безусловной любви. Не любили Россию потому, что это Родина, а не потому что 6-я часть суши, ядерное оружие, и мы вам всем зад надерём. Не любили своих детей потому, что это свои дети, а не потому, что у них невероятные заслуги, или они на пороге заслуг, надо только крепкого волшебного пенделя выдать.
    Ребята, вы можете поддаться в любви, в высшем смысле, без обвинения самих себя типа «о нет, кажется, мы превращаемся в зефирных пятидесятников»?!