Сергей Худиев: Но, насколько я понимаю, разногласие возникает вокруг двух различных…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Но, насколько я понимаю, разногласие возникает вокруг двух различных представлений о том, что является причиной, а что – следствием. Есть две точки зрения
1. Бог принял нас во Христе, даром, через Его смерть и Воскресение — наши новые отношения с Богом проявляются в глубоком изменении сердца, пересмотре взглядов, предпочтений и устремлений, образа жизни и поведения. Изменения сердца и поведения _основаны на_ том, что Бог во Христе нас принял. Это как если бы, беря такой простецкий пример, жена варит мужу борщ, потому что это, вне всяких сомнений, ее муж, о чем он ей дал соответствующие обетования.
2. Мы сначала должны явить изменение сердца и поведения, чтобы потом (может быть) Бог нас принял. Или не принял. Наше принятие Богом _основано на_ изменении нашего поведения. Прибегая к той же аналогии — она варит этому мужчине борщ, а признает ли он ее женой — это зависит от качества борща и никак не может быть известно заранее. Но скорее нет, потому что у него очень, очень суровые требования к качеству борща.

Причем тут нет разногласия о том, что Христианин должен усердно служит Богу и тщательно хранить заповеди. Разногласие относится к тому, как соотносится это усердие и наши отношения с Богом. Основано ли наше принятие Богом на нашем усердии — и, напротив, усердие на то, что мы приняты Богом через смерть и Воскресение Христа.

#сотериология

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

4 комментария

  1. А если муж, но она борщ не варит и вообще никак не проявляет свой замужний статус, то возникает вопрос: жена ли она ему НА САМОМ ДЕЛЕ, а не только по печати в паспорте (а то, знаете, браки и фиктивные бывают)?

  2. Нет. Вторая точка зрения: «принятие» и «изменение сердца» происходят одновременно, и одного не бывает без другого. Если ты «принят», то ты живёшь в покаянии. Если ты живёшь в покаянии, то ты «принят». Синергия благодати и свободной человеческой воли. Без помощи призывающей благодати человек не способен на покаяние. Воле, не направленной на покаяние, на отклик Богу, Бог не подаёт спасающую благодать. (На вопросы о себе я заранее отвечать отказываюсь. В патристике это не рекомендуется.)

  3. Без призыва Христа мы бы не могли последовать за Ним. Без соединения с Ним мы бы не могли стать святыми, поскольку стали бы приписывать дела себе. Но это никак не означает, что соединившись со Христом, мы становимся детерминированными к святости и спасению.

  4. С большим интересом читаю эти дискуссии и пытаюсь понять, как ваш поразительный лоялизм связан с этой системой представлений. А он связан, и связан глубоко. Больше всего у меня он ассоциируется с логикой сталинских процессов, где собственно были не важны дела, а была важна некая душевная верность идее. Любое сомнение уже означало отступничество и равнялось совершению всех грязных дел, вместе взятых (очень ярко об этом в письмах Бухарина). Любой оппозиционер, по-вашему, уже преступник, потому что он усомнился, пусть даже совершал (пока) только добрые дела.