Сергей Худиев: О компромиссах и прецедентах
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:
Доводы, которые люди постоянно приводят в комментариях, основаны на смешении компромиссов и прецедентов.
Вот обратили миссионеры варварского вождя, скажем, Конана Медные Зубы. Если он попробует жить по евангельскому совершенству, его быстро съедят другие вожди. Да и невозможно его к этому склонить по причине крайней грубости местных нравов. Поэтому миссионеры не будут требовать от него жить строго по Нагорной Проповеди, а будут склонять его резать головы не под настроение, а по каким-то понятным правилам, и по средам и пятницам не вкушать человечины. Что большой будет моральный прогресс, и на том спасибо героям-миссионерам. Они делают все, что возможно. Они сами рискуют оказаться на вертеле. Лет через тысячу там будут аккуратно подстриженные газоны и не менее аккуратно подстриженные прихожане — но пока и на том спасибо.
Но это компромисс — хотя, возможно, и оправданный. Это — не норма христианской святости. То, что новообращенный вождь Конан Медные Зубы по понедельникам и четвергам вкушал своих врагов жаренными на вертеле, по средам же и пятницам воздерживался из благочестия, НЕ создает прецедента, согласно которому христианину уместно делать то же самое.
Будет ошибкой говорить, ссылаясь на Конана, что «христианство — не вегетарианство!», или полагать, что Предание позволяет вкушать жаренных врагов в непостные дни, вот же, Конан Медные Зубы вкушал, а он был великого благочестия муж, до сих пор глубоко почитаемый в той местности.
Норма содержится в Евангелии. И она не меняется под влиянием компромиссов — при том что, еще раз, люди идущие на компромиссы далеко не всегда заслуживают упрека. Они стараются сохранить возможности для того, чтобы менять ситуацию к лучшему настолько, насколько это получится.
Будете ли вы воспринимать ситуацию с вождем-людоедом как компромисс или как прецендент, зависит, очевидно, от ваших личных кулинарных предпочтений. Если вы чего-то страстно хотите, вы выискиваете в Предании разрешение на это. Если не хотите — то и не выискиваете.
Рассмотрим современный пример. Священник в действующей воинской части просто не может начать говорить о том, что война как таковая есть дело глубоко противное Божиему замыслу о человеке, что Господь Иисус отказался поднимать меч против поработителей Своей страны, проповедовал любовь к врагам, и, не причинив никому вреда, сам умер унизительной смертью от руки врагов Его народа.
Это правда, но если он попробует ее возвещать — он тут же лишится возможности хоть как-то влиять на ситуацию. А так он может удерживать людей от озверения, увещевать их не творить зла и вреда сверх приказанного (ставить под вопрос сами приказы он не может), преподавать Таинства людям, которые могут в любой момент умереть — то есть делать то добро, которое доступно.
Он не создавал ситуацию, в которой находится — но он может ее несколько улучшить. Ценой компромисса — но альтернатива это просто уйти и предоставить людей самим себе.
Тут принципиально устремление воли человека. Любовь к Богу — это усердное желание соблюдать Его заповеди. Если вы любите Бога, вы ищете возможность соблюсти Его заповедь и исполнить Его волю — а когда приходится идти на компромиссы, а) отдаете себе отчет, что это не норма, а компромисс б) идете на них только под давлением и только по мере этого давления.
Если не любите — вы ищете возможности заповедь нарушить, и, конечно, вы найдете кучу прецендентов. Но это не прецеденты на самом деле. Это тяжелые компромиссы, на которые люди пошли (или даже идут сейчас) в совершенно других условиях, и по другим мотивам.
Если вы обычный человек на диване, ничто в текущей ситуации не вынуждает вас идти на компромиссы. Есть слова Христа, и они вполне ясны:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:43-48)
Есть то, что несовместимо с этими словами — призывы убивать кого бы то ни было, радость о чьей бы то ни было смерти, тиражирование пропаганды, которая нацелена на то, чтобы возбудить в людях ненависть и побудить их к мести.
Близки к этому ссылки на воображаемые ситуации — например, когда спрашивают, станете ли вы оказывать сопротивление маньяку, нападающему на ребенка. В этой грустной и серьезной теме мне хочется вспомнить анекдот. Жена требует у судьи развода. Судья интересуется причиной. Он отвечает «А вы могли бы жить с человеком, который каждый день отрубает головы маленьким щенкам?» «А он каждый день отрубает головы щенкам?» — изумляется судья. «Нет, но оставляет повсюду недопитый чай, а это то же самое!»
Сидеть на диване, будучи как бы зрителем на гладиаторских боях, требовать смерти и радоваться ей — это совсем не то же самое, что защищать ребенка от маньяка. А пытаться переписывать заповеди Божии, чтобы такая кровожадность на диване попала в разряд одобряемого — и вовсе не имеет отношения к защите детей.
Об авторе: |
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов Все публикации автора »» |
Применение Заповедей в реальной жизни вообще невозможно без компромиссов. А их глубина определяется личными ценностями и убеждениями. Поэтому руководствуясь одними и теми же Заповедями люди с легким сердцем веками убивают друг друга.