Сергей Худиев: Об ошибочных аналогиях

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Об ошибочных аналогиях

Заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7) относится не столько в непочтительному и пустому употреблении Имени (хотя к этому тоже), но, прежде всего, к манипуляциям этими Именем в своих целях. Например, «дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит.30:9) или известный пример, когда « И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский, будет успех, Господь предаст [его] в руку царя» (3Цар.22:12) а Пророк Михей говорит, что нет, не будет, к большому раздражению царя.

Соблазн использовать имя Божие для политической и военной агитации, а иногда и просто коммерческой рекламы всегда был очень велик, люди всегда ему поддавались. Это не значит, что нельзя в принципе вести агитацию или рекламу (это отдельный вопрос). Нельзя от имени Бога говорить то, что Он не говорил.

Считаете ли вы славными, должными и уместными действия тех или иных воинов — один вопрос. Аналогичны ли они жертве Спасителя — другой. И ответ на него — нет, не аналогичны. Христос на кресте претерпевает насильственную смерть; задача воина в том, чтобы причинять насильственную смерть. Опять таки, вы можете считать, что он правильно делает; но он делает нечто прямо обратное тому, что делает Христос. Христос говорит «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис.50:6); воин же и есть поражающий, его работа состоит в причинении смерти, а не в ее смиренном претерпевании. Вам бы точно не понравилось, если бы воины стали предавать хребет свой поражающим. Вы сочли бы, что они изменяют своему долгу.

Еще раз отмечу — вы можете считать причинение смерти неприятелю (+ сопутствующие потери) хорошим и правильным делом. Но причинять смерть своим врагам и смиренно принимать смерть от рук своих врагов ради их спасения — это настолько не одно и то же, что дальше некуда.

У меня в ленте священник УПЦ, которому в окно влетел снаряд. Я не знаю, с какой именно стороны — мог с обеих — его семья чудом спаслась, но они лишились жилища и имущества. В каком смысле действия артиллерийского расчета в данном случае аналогичны действиям Христа?

Но что более важно, моя аудитория это не воины (они едва ли в минуту затишья бегут в ФБ, чтобы узнать очень важное им мнение блогеров на диванах) а люди, которые участвуют в происходящем в роли зрителей гладиаторских боев, держащих большой палец вниз и требующих еще больше крови и смерти.

Азартный зритель гладиаторских боев, требующий их продолжения, уж точно никак не похож на Христа, умирающего за жизнь мира.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

2 комментария

  1. «в окно влетел снаряд. не знаю, с какой именно стороны — мог с обеих».
    но обе стороны не равнозначны.
    ответственность за ненужную войну с убийствами и разрушениями лежит конкретно на одной стороне — Путине с его Z-сторонниками.

  2. Когда человек лжет, но не использует имя Божие, он как бы и не лжет — всё, что хочет сказать Сергей.
    Поэтому это как бы и не грех.

Оставить сообщение