Сергей Худиев: Один из доводов, которые приводит в обоснование мытарств, связан со словами…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Один из доводов, которые приводит в обоснование мытарств, связан со словами Господа

Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. (Иоан 14:30)

Логика строится примерно так: 1.Диавол ничего не имеет во Христе, потому что Он безгрешен; 2. мы не безгрешны, следовательно, мы можем сделать вывод, диавол имеет в нас нечто, а именно наши грехи 3. Это-то он и предъявит нам на мытарствах, пытаясь забрать к себе.

С чем можно согласиться? С тем что Христос безгрешен и поэтому диавол не может иметь над ним власти, так что Его смерть полностью добровольна. Вывод о том, что диавол имеет власть над грешниками не просто логичен — он прямо утверждается в ряде мест Писания. Диавол действует в сынах противления, побуждая их ко всякому злу и безумию, воздвигает гонения на Церковь используя порабощенных им людей как орудие, влечет их поклонению безгласным идолам и т.д. В том, что эти бедные люди находятся во власти тьмы и они сами это обнаружат по исходе их из тела, ничего несообразного Писанию нет.

В чем же я вижу затруднение? В том, что при этом предполагается пустым и ничего не значащим, собственно, центральное возвещение Нового Завета – о том, что Бог искупил нас в Иисусе Христе от власти тьмы.

Вот, например, Апостол Павел пишет: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол.1:9-14)

Мы действительно находились во власти тьмы — но Бог во Христе «избавил нас от власти тьмы и ввел нас в Царство возлюбленного Сына Своего, В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов».

Могу ли я принять, что нет, то, что пишет Апостол, это неправда, не избавил, мы, будучи членами Церкви Христовой, все равно принадлежим диаволу, или он, по крайне мере, имеет на нас обоснованные притязания? Не избавил, а если избавил, то не нас, а если нас, то не так, чтобы по настоящему избавить, а так, что диавол еще имеет на нас права?
Но вся вообще христианская этика строится на том, что мы принадлежим — как личности — Господу нашему Иисусу Христу. Наши грехи и споткновения не делают нас «совместным владением» Христа и сатаны, как квартиры, в которой разные люди имеют разные доли. Например Апостол, предостерегая от блуда, пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор.6:18-20)

Мы куплены Христом ценой честной Его Крови, и принадлежим Ему — что же до возможных притязаний диавола, то они совершенно уничтожены крестным подвигом Спасителя: «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:14-15)

И когда я читаю, что все это неправда, рукописания не уничтожены, силы у начальств и властей не отняты, позору они не подвергнуты, но во всей силе и во всем праве могут предъявлять членам Церкви, а те должны пытаться самоискупиться от них своими личными добрыми делами (плюс, возможно, сверхдолжными заслугами святых) — я как-то сильно затрудняюсь согласовать это с апостольским благовестием. Мне как раз представляются гораздо более сообразным те слова души у св.Иоанна Карпафского, когда она посылает дьявола подальше, указывая на то, что ее грехи — не его собачье дело вообще, и в чем она согрешила, будет отвечать Христу, а уж не дьяволу с бесами

#сотериология

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

4 комментария

  1. Св. Григорий Палама Омилия, 21: «Поэтому из всех бывших воскресений и вознесений, ни одно мы не празднуем так, как – Воскресение и Вознесение Господа, ибо тех других (воскресений и вознесений) мы и не являемся и не будем участниками. И от них мы получаем не большую пользу, как только ту, что они приводят к вере в Воскресение и Вознесение нашего Спасителя, которых мы и являемся и все будем участниками. Потому что они являются Воскресением и Вознесением человеческого естества (воспринятого в Воплощении Господом нашим Иисусом Христом), и не только человеческого естества (как такового), но – и верующих во Христа и каждого обнаруживающего, чрез дела, веру. Ибо то, что было сделано, – ради нас сделал Господь нерожденный и несотворенный по Своему Божеству. И ту земную жизнь, которую прожил, Он прожил ради нас, показывая нам путь, ведущий в самую жизнь; и то, что пострадал во плоти – пострадал ради нас, исцеляя наши страсти; и ради нас воскрес и вознесся, уготовляя нам Воскресение в нескончаемом веке: ибо все участники этой жизни подражают, насколько это возможно, совершению на земле Его домостроительства. Началом же этого подражания является Святое Крещение, являющееся образом Погребения и Воскресения Господа; серединой – добродетельная жизнь и управление жизни по Евангелию; а завершение – выражается в победе над страстями, путем духовных подвигов, которая производит жизнь безпечальную, неразрушимую и небесную, как и Апостол нам говорит: «Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете» (Рим.8:13). Итак, те, кто живут сообразно Христу, подражают Его жительству во плоти; каждый из них умрет в свое время, поскольку и Он умер во плоти, и согласно ей – они воскреснут, сообразно Ему, прославленными и нетленными; однако, не теперь, но когда придет время; кроме того они и вознесутся, как и говорит это Павел: «Восхищени будем», вещает он, «на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1Фес.4:17).
    Видите ли: как каждый из нас, если пожелает, является участником и Воскресения и Вознесения Господа, и наследником Божиим, сонаследником же Христа?»

  2. Помню, вы на стримах несколько раз говорили, что часто читаете истории деконверсии — о том, как люди из благочестивых консервативных христиан переходят в безбожники. Причем, вы часто подчеркиваете, что в этих историях люди запинаются не на демонических атаках 99-го уровня, а на какой-то мелочи, на каких-то простых вопросах, на которые они не смогли вовремя получить ответа от остроумного проповедника. К сожалению, отпадение от Христа — это вполне наблюдаемая повседневная реальность, и от лозунгов про once saved always saved она менее реальной не станет…

  3. Св. Филарет Московский «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви»: «207. За всех ли людей пострадал Спаситель?
    Со Своей стороны Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву за всех людей и всем приобрёл благодать и спасение. Но пользуются этим те, кто, в свою очередь, добровольно принимают участие в Его страданиях, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10).
    208. Каким образом мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа?
    Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством таинств, в которых скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством распинания своей плоти с её страстями и похотями.
    «Законом я умер для закона – говорит апостол, – чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19–20).
    «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6:3).
    «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:6).
    «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).
    209. Каким образом мы можем распять свою плоть со страстями и похотями?
    Воздержанием от страстей и похотей и действиями, им противоположными. Например, если гнев возбуждает нас ругать врагов и делать им зло, но мы противимся этому, вспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, и начинаем молиться за своих, то таким образом мы распинаем страсть гнева.» (На вопросы о себе я заранее отказываюсь отвечать. Публичное обсуждение своего состояния в патристике не рекомендуется.)

  4. «когда она посылает дьявола подальше» — Для этого нужно послать. Не каждый крещёный и считающий себя верующим христианин, даже если он не ворует, не убивает и не прелюбодействует, сумеет послать дьявола подальше. Это умение достигается упражнениями. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.» (Еф. 6, 11-13) Молитва, аскетика, хранение помыслов у святых это тренировка навыка посылать дьявола подальше.