Сергей Худиев: Относительно того, что Апостолы «приняли желаемое за действительное». Это…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Относительно того, что Апостолы «приняли желаемое за действительное». Это гораздо более популярная в наши дни версия. В заговор Апостолов никто не верит, и «психологические» попытки объяснить убежденность Апостолов в Воскресении Иисуса в наше время остаются основными. Тот же Герд Людеманн считает (и Барт Эрман его сочувственно цитирует), что Апостол Петр терзался скорбью и чувством вины, ему хотелось, чтобы ему явился Иисус и простил его, наконец он накрутил себя до галлюцинаций и как-то внушил свою убежденность остальным.

Почему я не нахожу «психологические» объяснения убедительными.

1. Почему этого не происходит в других аналогичных случаях? Есть известный «парадокс Ферми» — если исходить из того, что жизнь и разум на земле — результат действия безличных природных сил, то те же силы должны породить жизнь и разум и в других уголках вселенной. Часть этих цивилизаций должна была бы уже давно достигнуть уровня межзвездных перелетов и добраться до нас — и где они? Если такие-то условия должны порождать такие-то эффекты, то почему не порождают? Или, в случае с Воскресением Иисуса — если убежденность Апостолов в том, что их Учитель воскрес, является результатом определенных психологических факторов, то почему эти факторы не приводят к тому же результату в других случаях? Все люди теряют своих близких, скорбят, часто испытывают чувство вины — терзаясь (чаще неосновательными) мыслями о том, что если бы они по другому поставили лечение, нашли бы денег на лучшую больницу и т.п., им бы удалось спасти дорогого им человека. Но мы не слышим постоянных заявлений о том, что дорогой покойник физически воскрес и явился, чтобы их утешить и ободрить. Я читал о том, как на Кавказе убили пятидесятнического пастора — его супруга и его община горячо молились о том, чтобы Бог его воскресил, но когда этого не произошло, им в голову не пришло объявлять его воскресшим — они смирились и предали тело земле, где оно должно оставаться до общего Воскресения Мертвых. Вообще ситуация «почитаемый и любимый лидер, с которым связывали огромные надежды, трагически умер (или был убит)» в истории повторялась неоднократно — и совсем не вызывала веры в его уже произошедшее Воскресение. Еще недавний пример — о. Александр Мень был убит, к глубокой скорби его друзей и прихожан, но никому в голову не пришло объявлять его воскресшим из мертвых. Я лично застал смерть (от болезни) горячо любимого прихожанами о.Георгия Чистякова — скорбь прихожан ничуть не побудила их объявлять его уже воскресшим. Они просто верят — как верили иудеи I века — что «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Прем.3:1). Иисус был не первым и не последним евреем, казненным римлянами — мы можем вспомнить хотя бы равви Акиву, выдающегося еврейского законоучителя, замученного теми же римскими язычниками. Причем он «осознано отдал свою жизнь и был казнён ради Народа Израэля и учения Торы». Ученикам в голову не пришло объявлять его уже воскресшим. То есть скорбь о трагической смерти учителя или чувство вины как таковое ничуть не склонно производить веру в телесное воскресение.
2. Как Петру (если все началось с него) удалось инфицировать своей верой в Воскресение всех остальных — настолько, что они объявили себя свидетелями Воскресения и стояли на этом до смерти? Как это могло выглядеть? Вот Апостолы оплакивают Иисуса — как ученики оплакивали равви Акиву и многих других — тут является Петр и говорит «я видел его воскресшим». Вероятный ответ — «Петр, мы все верим, что Он воскреснет в Воскресение Праведных, а ты постарайся успокоиться». Что они все стали заявлять, что видели воскресшего Иисуса своими глазами — это не слишком правдоподобно. Как галлюцинация одного человека превратилась в глубокую убежденность многих, что они видели именно это?
3. Почему первыми свидетельницами Воскресения в Евангелиях оказываются женщины, а не Петр? Если Петр был первым, у кого случились — на нервной почве — видения Воскресшего, то какой смысл вводить в повествование женщин, что было невероятно невыгодно с точки зрения проповеди — как иудеи, так и римляне не считали женщин достойными доверия свидетельницами?
4. В евангельском повествовании Апостолы показаны вовсе не напряженно ожидающими Воскресения, а, напротив, не верящими первоначальному возвещению жен-мироносиц. Это свидетельство неблагоприятно для Апостолов, которые показаны как «несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки» (Лук.24:25), что говорит в пользу его истинности — зачем бы общине показывать своих основателей в ложно неблагоприятном свете? То есть Апостолы (включая Петра) вовсе не ждали, что Христос воскреснет, чтобы утешить их и простить.
5. Почему именно телесное Воскресение? Более частое явление — явление усопших во сне, или (без видимых образов) переживание их присутствия. К.С.Льюис пишет о том, что пережил некое ощущение присутствия своей покойной жены Джой. Вообще явление призраков умерших — распространенное явление в античном мире. Если все, чего жаждали Апостолы — это чтобы Христос их простил и утешил, призрак бы отлично справился бы с этой задачей. Между тем, Апостолы настаивают именно на телесном Воскресении Иисуса.
6. Куда делось тело? «Психологическая» версия предполагает, что Апостолы искренни в своем заблуждении — то есть сознательно тела не похищали. Но тогда им было бы достаточно вернуться к гробнице, чтобы убедиться, что тело на месте. Более того, Синедриону (остро недовольному, что Апостолы объявляют Мессией Того, кого Синедрион погубил) было бы достаточно предъявить тело, чтобы закрыть вопрос навсегда.
7. Евангелие от Матфея содержит следы полемики с неуверовавшими Иудеями: «и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» (Матф.28:13) Матфей едва ли стал бы спорить с обвинениями, которых никто не выдвигал — то есть обвинения в краже тела были, и они предполагают, что Иисус был похоронен в гробнице и она оказалась пуста.

Таким образом, версия о том, что Апостолы искренне заблуждались, почитая Иисуса воскресшим, тоже выглядит крайне затруднительной. Конечно, люди, занимающие материалистическую позицию — могло произойти все что угодно, но только не Воскресение — будут ее придерживаться, но это результат заранее принятого материализма, а не рассмотрения имеющихся свидетельств.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также