Сергей Худиев: Периодически натыкаюсь на «аргумент Юма против чудес», по которому писал…
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:
Периодически натыкаюсь на «аргумент Юма против чудес», по которому писал длинную статью (коммент)
«Чудо есть нарушение законов природы , а так как эти законы установил твёрдый и неизменный опыт, то доказательство, направленное против чуда , по самой природе факта настолько же полно, насколько может быть полным аргумент, основанный на опыте»
Если коротко, то чудо НЕ есть нарушение законов природы. Если я оставил гирю 32 кГ на полу дачи, а потом приехал и обнаружил, что она находится на шкафу, то это не значит, что закон всемирного тяготения нарушен и гиря сама собою воспарила на шкаф. Это значит, что в мое отсутствие на даче побывал кто-то, достаточно сильный, чтобы закинуть гирю на шкаф.
Гири, оставленные на полу, на полу и остаются — но при том допущении, что никто не вмешивается в природу в этом отношении.
Чудо — это не нарушение законов природы, а религиозно значимое вмешательство сверхприродной силы. Из того, что «будучи представлена самой себе природа ведет себя так-то» никак не следует, что «вмешательство сверхприродной силы невозможно». Из того, что «в общем случае мертвые остаются мертвыми, их тела разлагаются» никак не вытекает, что Бог не мог воскресить Иисуса из мертвых.
Поясню на примере — замените Бога (на которого аллергия) на инопланетян (на которых аллергии нет) . «Дружественные инопланетяне, при помощи квантового трансмутатора, чуда инопланетной технологии, превратили воду в вино на вечеринке по случаю первого контакта» Да пара пустяков! В стартреке у них шутка типа кофеварки выдает тебе хоть вино, хоть что угодно синтезирует на ходу.
Никто не скажет — «так не бывает! это нарушение законов природы!» Не нарушение — просто вмешательство достаточно могущественной силы (инопланетян) которые делают то, что природа, в общем случае, не делает.
Да и мы сами делаем то, что Юм, вероятно, счел бы наглым нарушением законов природы — летаем на аппаратах тяжелее воздуха и общаемся в режиме прямой беседы через океан.
Законы природы описывают, что происходит при невмешательстве людей, инопланетян или Господа Бога. Это вмешательство их никак не отменяет — оно просто указывает на присутствие внеприродной силы.
Об авторе: |
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов Все публикации автора »» |
Проблема возникает, когда задают вопрос: а КАКИМ ОБРАЗОМ внеприродная сила вмешивается в природные закономерности? Устроена ли природа так, что оставляет место для этого вмешательства, или же нет? С точки зрения тех предпосылок, на которых построена имеющаяся у нас опытная наука, у любого явления может быть только естественная причина, и наука может и должна её познать. Сознательные явления также желают свести к механической причинности, по крайней мере такова естественная логика науки. И в любом случае, сознание, приняв решение что-то изменить в материальном мире, актуализирует это своё решение в рамках допустимого законами природы, а не вопреки им. Так что пример с гирей и «кем-то сильным», хромает точно так же, как и предыдущий пример сравнения Завета с браком.
Воду в вино легче приводить в пример, но как насчёт Солнца которое остановилось, надо же всю небесную механику переделать для этого?
Я, честно говоря, не понимаю аргумент Юма, но вмешательство сверхприродной силы это само по себе нарушение закона природы.
«Квантовый трансмутатор инопланетян» это плохая аналогия, потому что он как раз не сверхприроден. Он представляет собой просто некую недоступную технологию, принцип действия которой на нынешнем уровне знаний непонятен.
А вот если Бог останавливает солнце, то он, конечно, нарушает закон природы
А нужно ли такое длительное объяснение? Разве законы природы не подчинены тому, кто их создал — Творцу?