Сергей Худиев: Про смирение Когда мы исповедуем, что являемся бедными грешниками, не…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Про смирение

Когда мы исповедуем, что являемся бедными грешниками, не имеющими дел, которые бы нас оправдывали, недостойными неба и земли и сей временной жизни, не имеющими чего сказать в свое оправдание и т.д. мы можем иметь в виду две разные вещи
1. Таков этикет. Это как человек может говорить «ваш покорный слуга», но искреннее удивится, если вы попробуете отправить его мыть посуду — и, конечно, никакой покорности не проявит. Ведь это просто архаичный вежливый оборот. В буквальном смысле он вам никакой не слуга. Так и все эти разговоры о своем недостоинстве — это часть этикета. В буквальном смысле это не так — мы имеем и дела, и достоинства, и добродетели, и подвиги, но говорить об этом вслух почитается глубоко неуместным.
2. Таково реальное положение дел — «никто не имеет ничего своего, кроме обмана и греха», я особенно. Либо Христос спасает меня через Свою смерть и Воскресение, либо я погиб — потому что я сам не могу предъявить ничего, что послужило бы моим вкладом в мое оправдание.

Много непонимания происходит от смешения «смирения в смысле этикета» (а на самом деле мы можем и должны обретать спасение личным подвигом, возможно, привлекая Христа в качестве помощника) и смирения в смысле «таково уж реальное положение дел», я и в самом деле себя за волосы не вытащу, вся моя надежда что меня вытащит Другой.

#сотериология

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

3 комментария

  1. Да есть у нас добрые дела и добродетели, только смердят они перед Богом.

  2. Первый пункт по-своему чудовищен, конечно. Как часто бывает, этикет выхолащивает смыслы. Мне кажется, надежнее мыслить категориями «я не знаю» (по отношению к реальной ценности своих «достоинств») и «я могу быть спасен» (по отношению к своим недостаткам). Мне очень нравится сравнение с ребенком, пытающимся подтянуться на турнике. Ребенок не может дотянуться до перекладины, но когда он прыгает, отец подхватывают его и помогает сделать упражнение. Так же и наши взаимоотношения с Богом. Безусловно, любящие руки нас подхватят, но прыгать мы должны сами.

  3. Смирениае -это когда ты больше не спротивляешся воли Божией, и даже перестаешь думать о сопротивлении, этакое полное подчинение и в делах, и мыслях.