Сергей Худиев: Про Христа и пацифизм. Еще одна обычная для обострений обстановки черта — это…
На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:
Про Христа и пацифизм.
Еще одна обычная для обострений обстановки черта — это разговоры про то, что христианство это не пацифизм, и христианину самое то поражать врагов соответствующего отечества, причем доводы у сторон, как и в 2014-15 гг, совпадают до запятой, и расходятся только в том, врагов какого именно отечества надлежит поражать Христианину.
Это, несомненно, важный вопрос, который стоит рассмотреть.
Итак, что такое пацифизм? В ФБ под «пацифизмом» часто понимается явление, когда люди с одобрением и хотя бы с пониманием относятся к военным действиям той стороны, которую они поддерживают, а вот действия той, которую они не поддерживают, вызывают у них самый гневный протест. Это тот же самый шовинизм и империализм — только люди являются шовинистами другой империи, нежели большинство их сограждан. В этом смысле, конечно, Христос пацифистом не был.
Если же называть «пацифистом» человека, который уклоняется от участия в боевых действиях, особенно, когда от него этого настойчиво ожидают, то, боюсь, описанная в Евангелии ситуация именно такова.
Народ Божий, находясь под игом язычников, его национальных врагов и врагов Божиих, ждет Мессию, Воина-избавителя, который покончит с этим горем, бесчестьем и позором. И вот является Кто-то, кто производит впечатление Мессии — и кто мог бы принести огромную пользу Родине. У людей нет внятного представления о том, кто Он и что Он может — но точно может наладить снабжение войск хлебом и рыбой и моментально исцелять раненных. Что уже обеспечивает огромные стратегические преимущества перед проклятыми римлянами. И вот Иисус, вместо того, чтобы помочь Родине в этот тяжкий час, уклоняется от попыток сделать Его Царем. Входит в Иерусалим на осленке, как полагается — а потом и все, никакого грома победы не раздается. Его хватают враги, а глубоко разочарованный народ кричит «распни Его!»
Иисус никого не убил — а, напротив, принял смерть от рук своих врагов, оставив дорогую Родину под игом неприятеля. Если христианин призван подражать Христу (а он призван), то найти тут хороший пример успешного поражения живой силы противника невозможно.
Когда Его призвали употребить огонь с неба против оскорбительно себя ведущих инородцев и еретиков, «Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:55,56)
Новый Завет полон военных образов — например, апостол Павел пишет Тимофею «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3) Однако метафора — это литературный прием, при котором одно явление описывается через другое, сходное с ним по некоторым признакам — а по другим несходное. Например, когда мы говорим, что некий воин дрался как лев, мы не имеем в виду, что он поражал неприятелей когтями и зубами.
Христианин подобен воину в том отношении, что живет в подчинении Христу, переносит ради него труды, лишения и страдания, и готов ради него на смерть. Однако призывая Тимофея «воинствовать … как добрый воин» (1Тим.1:18) Апостол явно не призывает Тимофея поражать живую силу противника. Как он пишет в другом месте, « потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12)
Бог является Творцом и Искупителем всех людей, и тут очень интересна ветхозаветная книга Ионы — где Бог посылает пророка привести к покаянию Ниневию, абсолютно ненавистный Израилю город, как Берлин 1941 года, и когда пророк глубоко огорчается, что Ниневия избежит залуженной участи, Бог говорит: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ион.4:11)
Я не могу назвать себя абсолютным пацифистом. Я падший человек в падшем мире. Но ссылаться на Христа, призывая поражать врагов отечества, мне представляется неосновательным. Все мы умрем и предстанем на Его суд, и чтобы что-то говорить от Его имени, нужно быть вполне уверенным, что это действительно Его позиция.
Христиане — это люди, которых Бог избрал быть свидетелями Его воскресения и Его Царства, о котором сказано «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9)
Всякое приходится делать в этом падшем мире. Но если не приходится, то по своей доброй воле не нужно сидя на диване саблей махать. Ненависти и кровожадности в мире и без нас хватает. Не к этому мы призваны.
Об авторе: |
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов Все публикации автора »» |
Да. А солдаты и начальники их пусть совершат своё дело в послушании, милосердии и кротости. Благослови их Бог.
)) Бременские музыканты, второй состав — в плане оригинальности аргументации.