Сергей Худиев: Следует отличать истину от компромисса

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Следует отличать истину от компромисса.

Вот например женщина на кассе в магазинчике пробивает товары, включая водку. Она видит, что некоторые ее завсегдатаи явно спиваются и это тяготит ее совесть. С другой стороны, она мать-одиночка и кормиться как-то надо, а другой работы не видно.

Приходит она к св.Отцам.

Св.Прохибидий ей говорит — «нельзя тебе принимать участия в таком душепагубном зле! немедленно бросай эту работу! А что до пропитания — Бог о тебе позаботится как-нибудь»

Св.Модератий говорит «Да, дело тяжелое. Пока продолжай работать в этом магазинчике, но наводи справки — нет ли поблизости другой работы, вот в спорттоварах хотя бы… Ну а если нет, оставайся пока здесь, что же делать…»

Св.Пермиссий — «да ладно тебе, умеренное питие дозволено, а кто впал в неумеренное — это в любом случае их грех, а не твой».

Проходят века, ответы св.Отцов на вопрошания благочестивой прихожанки становятся частью св.Предания, причем несравненно большей популярностью пользуется позиция св.Пермиссия, на нее запрос больше и у бедных кассирш, и у хозяев магазинчиков, а уж какой запрос у владельцев винокурень — это понятно.

Причем под их влиянием позиция св.Пермиссия неизбежно заостряется — «Какой православный праздник без водки и селедки? Трезвенник? Еретик небось! Не учит ли нас св.Предание в лице иже во святых отца нашего св.Пермиссия, что пить каждый день за здоровье Государя Императора не есть пьянство….» и т.д.

Так вот, позиция св.Прохибидия тоже уязвима — кассирша должна кормить себя и ребенка, с другими возможностями трудно. Но она признает зло пьянства тем, чем оно является— злом, от которого надо удаляться. И если ты никак не бедная мать одиночка, задавленная тяжелыми обстоятельствами, то поддерживать это зло тебе не нужно.

Потому что одно дело, когда ты вынужден делать что-то противное заповедям, и избирать из двух зол, видимо, меньшее, другое — когда ты избираешь зло не под давлением, а свободно, и говоришь при этом: «А вот у нас св.Предание, св.Пермиссий разрешил», то это самообман. Св.Пермиссий разрешил это не тебе — да и по поводу разрешения в его первоначальном контексте вопрос спорный. Ты удаляйся от зла, как тебе повелено, а не ищи отговорок, чтобы ему предаться.

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

1 Comments

  1. Кроме алкоголика, покупающего водку, у этой продавщицы покупает кагор непьющая прихожанка, которая собирает пакет на панихиду.

Оставить сообщение