Сергей Худиев: Собственно, проблема с «педагогикой устрашения» именно в том, что она не…

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись известного журналиста и богослова Сергея Худиева:

Собственно, проблема с «педагогикой устрашения» именно в том, что она не устрашает. Библейское обличение греха и его последствий приводит человека в состояние полной сокрушенности, когда он осознает свою погибель и полную беспомощность как-либо себе помочь. Тогда он слышит возвещение Апостолов о том, что Христос на Кресте искупил его, ему же надлежит принять этот дар через веру и Крещение, и жить в благодарном послушании, и вцепляется в него, потому что ему некуда деваться. Или Христос меня искупил, или я погиб. Или Христос истребил бывшее против меня рукописание, или у меня нет надежды.
Разговоры о том, что все это не так просто, и ты должен еще будешь отмахиваться от бесов своими личными добрыми делами, предполагают, что отмахаться вполне можно. Люди ставят себе такую планку, потому что верят, что в принципе, могут ее перепрыгнуть. Их грехи незначительны, а добрые дела велики и, в принципе, достаточны для их покрытия. Ну, уверенным быть нельзя — но вполне можно жить спокойно и не терять сна и аппетита.
То есть это доктрина не запугивает человека до того, чтобы он побежал к Искупителю как своей единственной надежде. Ну, стремновато, конечно, но прорвемся, своими добрыми делами и благочестием. Феодора вон прорвалась, ни разу не вспомнив о Христе – и мы сможем.
Тут разногласие между «да отлично справлюсь, если поднапрягусь» и «нет, не справлюсь, мне нужен Искупитель».

 Об авторе:
СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Писатель, журналист, радиоведущий, публицист, богослов
Все публикации автора »»

Смотрите также

12 комментариев

  1. Как то все недиалектично у вас. Необходимость дел не отменяет сознания своей сокрушенности. Без первого человек только номинально христианин. Без второго он рано или поздно преисполняется гордости. «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать.» (Лк. 17: 10).

  2. Жесть… То прививки были абортивные, какими, если не прививаешься, виновен в убийстве, теперь вообще приехали…

  3. Помню в семинарии один мой друг сидит, читает мытарства Феодоры, потом отрывается от чтения и говорит: «Не могу понять, нахрена бесам монетки».

  4. Вот убейте, не понимаю, как образованный, культурный или просто регулярно читающий Священное Писание человек может всерьёз воспринимать книгу о Феодоре. Как??? Да в сказках о Колобке или Курочке Рябе смыслов и глубины несоизмеримо больше! Не говоря уже о Евангелии или, например, писем Златоуста.
    Вот как это можно обсуждать всерьёз???

  5. Можетъ быть у васъ лично такой опытъ. Но Св. Духъ говоритъ иныхъ страхомъ спасать. И хула на святыхъ Васъ не краситъ.

  6. «Я в восторге от этого поста!» (с) Мартин Лютер. 🙂

  7. Хорошие мысли Сергей
    Рад за вас

  8. Я не вижу смысла в дальнейшей дискуссии здесь с классической протестантской сотериологией. Вы можете найти опровержение этой сотериологии в тоннах православной литературы, посвящённой этому вопросу.

  9. При всей нелюбви к «педагогике запугивания», мне кажется, вы ее неверно оцениваете. Она вовсе не о том, что можно отмахаться добрыми делами). Если бы так, еще ничего. Она о том, что и делами не отмашешься, и на Искупителя надежды нет («может, еще и не спасет; нет, это не Он от тебя отказался, это ты сам Его отверг; забыл покаяться в каком-то грехе, или покаялся недостаточно ревностно, или еще как-то, но точно самдураквиноват»). Так что все куда хуже.

  10. Существенный момент, который характеризует эти две точки зрения — кого ты ожидаешь увидеть после смерти. Бесов или Христа? Почитатели «мытарств» настраивают себя на встречу с нечистой силой. Обычные христиане- надеются на встречу со Спасителем. Одного этого достаточно, чтобы отринуть пагубное и страшное учение о «мытарствах»

  11. Христіанство — это не шутки и не служба пріятныхъ новостей.

  12. Опять протестантская карикатура, извращение церковного учения, прямо Мартина Лютера читаю. Жаль Вас

Leave A Reply To Andreas Schule Cancel Reply