Союзники Фанара наделили Варфоломея «непогрешимостью»?
Предстоятель Александрийской церкви патриарх Феодор назвал Варфоломея «главой всех православных», подчеркнув, что созыв совещания предстоятелей Поместных Церквей зависит от его (главы Фанара) «личного решения».
Исходя из его слов, патриарх Варфоломей может созвать или не созвать всеправославный собор чисто по собственному желанию. А еще потому, что «Бог дал ему мудрость» различать, когда такой собор нужен, а когда – нет.
Чем-то похоже на католический догмат о «непогрешимости» папы римского, согласно которому вероучительная «безошибочность папы является даром Святого Духа, данным папе римскому как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства».
В целом, любое папистское учение неизбежно ведет к теории о «непогрешимости» или «безошибочности» человека, которого наделяют первенством в Церкви. Ведь если Церковь ставят в зависимость от одного человека, то он как бы уже не может быть «обычным» человеком. В противном случае было бы непонятно, на каких основаниях ему приписывают такую власть.
Вот и появляются теории о том, что этот «самодержец» – «викарий Христа» и ретранслятор особой благодатной помощи Бога. По этой логике, конечно, никакая соборность сама по себе уже не важна. Зачем она нужна? Если один единственный человек имеет «мудрость», которая перевешивает коллективный разум всех епископов вместе взятых?
Вместо того, чтобы выполнять техническую функцию координатора межправославных отношений, Варфоломей пытается присвоить себе именно такую, папистскую, власть. Когда можно захотеть и созвать собор, а можно не захотеть – и не созвать. Независимо от того, что думают по этому поводу большинство православных епископов.