Митрополит Антоний: Толкование молитвы «Отче наш»

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

«Молитва – это воздух для души. А где нет молитвы, там не может быть и вполне здоровой духовно-нравственной жизни». Именно такими словами описывает важность молитвы один из первых новомучеников за Церковь Христову прошлого века священномученик Владимир (Богоявленский).

В православной традиции существуют тысячи молитв. Но среди них есть одна небольшая, оставленная нам Самим Господом нашим Иисусом Христом. Это молитва «Отче наш». Несмотря на краткость, молитва очень глубока по своему содержанию. По сути, она может быть названа «иконой» или образцом молитвы, так как в ней содержится все, что необходимо для православного христианина для его духовной и физической жизни. В молитве «Отче наш» есть два главных аспекта, которые показывают нам, какой должна быть подлинная молитва человека. Первый аспект – это направленность и содержание. Молитва «Отче наш» демонстрирует, что главной ценностью в жизни человека являются не какие-нибудь блага – будь они духовными или материальными – а нечто высшее, то есть Сам Бог. И именно к Нему мы должны стремиться всей душой. Второй же аспект указывает на то, что более действенна молитва общественная. В Евангелии Учитель сказал: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Именно поэтому в Господней молитве мы говорим: «Отче наш», а не «Отче мой». Ведь, по замечанию святых отцов, и спасаемся все вовсе не в отдельности друг от друга, не как отделенные и обособленные друг от друга личности, но только совместно, как единый богочеловеческий организм, будучи членами единого Тела Церкви, которая является Телом Господа нашего Иисуса Христа.

***

Начинается молитва Господня с воззвания к Богу: «Отче наш, Иже еси на небесех». Первое, что в молитве привлекает наше внимание, – это обращение к Богу: не «Отче мой», а «Отче наш». Почему важно именно такое обращение? Согласно священномученику Киприану Карфагенскому, слова «Отче наш» указывают на одну важную особенность этой молитвы: она произносится от лица всей христианской общины как единой семьи. А другой учитель Церкви – святитель Иоанн Златоуст – добавляет, что обращение к Богу «Отче наш» уничтожает всякое социальное неравенство между людьми и тем самым призывает нас любить всех людей, вне зависимости от их положения в обществе.

Известный православный иерарх и богослов, митр. Антоний Сурожский как-то отметил, что молитва «Отче наш», прежде всего, молитва сыновства. Это значит, что ее могут произносить далеко не все, но только те, кто поистине приближается к Богу, кто находится в Церкви Божией, кто во Христе нашел путь к своему Небесному Отцу, потому что только через Христа мы становимся сынами Божиими. И потому совершенно не случайно без молитвы «Отче наш» не обходится ни одно богослужение. В том числе и Евхаристия, в которой союз человека с Богом и с другими людьми выражен наиболее полно.

В то же время, называя Бога «нашим», мы исповедуем Его «сущим на небесех». Что это значит? Неужели Он бесконечно далек от нас? Вовсе нет. Признание Бога пребывающим на Небесах, так сказать, не координатное, а качественное. Небо – это не столько место, сколько состояние. Небо – это то, что не имеет ничего порочного, запятнанного грехом. И, говоря о том, что Бог находится на Небесах, мы тем самым признаем, что Он свободен от всего нечистого и греховного, что Бог – это абсолютная святость. Но при этом мы также имеем возможность приобщиться к Его святости. И одно из средств для этого – молитва к Богу. Ведь именно в молитве Бог, непостижимый в Своей сущности, становится досягаемым и бесконечно близким для человека – посредством благодати. Преподобный Феодор Студит так и говорит: «Благодать – это Божественная энергия, которая подается человеку в ответ на его молитву».

Помня об этом, мы должны как можно чаще прибегать к молитве, ведь именно посредством молитвы мы с каждым разом становимся всё ближе и ближе к Богу как своему Небесному Отцу.

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение