Толкование молитвы «Отче наш» от митр. Антония (Паканича). 5-я часть. Прошение «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

По замечанию святых отцов, прошение «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» словно разделяет молитву Господню на 2 части: если в первой части, включающей в себя первые 3 прошения, мы молимся о Небесном, о Божием, то во второй части, состоящей из 4 прошений, просим о земном, о нашем, человеческом. И тем самым показываем, что человек должен на первое место ставить ценности духовные и только потом заботиться о материальном.

Что такое «хлеб насущный»? У данного понятия два значения: буквальное и аллегорическое, земное и Небесное. Так, свт. Иоанн Златоуст утверждает: прошение о хлебе насущном – это прошение о хлебе повседневном, то есть о всем том, что необходимо для нашей жизни в данный момент. А свт. Григорий Нисский добавляет: молясь Богу о хлебе насущном, мы просим Его только о самом необходимом.

По словам свт. Симеона Солунского, прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Господь печется о нас и в настоящий день, будет пещись и завтра, и всегда.

Однако многие святые отцы понимают под «насущным хлебом» ту единственную пищу, которая необходима для нашей духовной жизни и нашего спасения – Святую Евхаристию. Сщмч. Киприан Карфагенский замечает: «Мы просим у Бога “хлеба насущногоˮ, то есть Самих Его Пречистых Тела и Крови, по той причине, что, лишившись их, мы тем самым отпадем от Христа и лишимся Жизни Вечной».

Просьба Бога о «хлебе насущном», с одной стороны, может показаться неким противоречием словам Христа о том, что человек не должен заботиться о еде, одежде и завтрашнем дне (см. Мф. 6:25–34), ведь Бог Сам знает, что необходимо для человека. Однако здесь нет никаких противоречий. Ведь в молитве «Отче наш» мы не просим о чем-то наперед, на завтра, а только о том, что необходимо нам сегодня. Именно поэтому сщмч. Киприан Карфагенский говорит: кто истинный ученик Христа, тот должен просить только дневного пропитания и в молитве не простирать далее своих желаний. При этом священномученик поясняет, почему христианин не может просить себе благ на будущее: было бы противоречиво, если бы мы просили у Бога продовольствия на долгое время и в то же время молились о скором пришествии Христа.

 

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение