Толкование молитвы «Отче наш» от митр. Антония (Паканича). 6-я часть. Прошение «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

На сайте Правозащитного общественного движения «Правда и Вера» опубликована новая запись митрополита Бориспольского и Броварского Антония:

Известный богослов прошлого века митр. Антоний Сурожский как-то отметил, что прощение врагов – это самая первая и самая главная отличительная черта христианина. И если мы не прощаем врагов, значит, мы все еще далеки от Христа.

Бог есть Любовь. И если мы хотим соединиться с Богом, то можем сделать это только в том случае, если сами научимся любить. Ведь не зря, когда у Христа Спасителя спрашивали, какая заповедь в Законе большая, Он ответил: «“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоимˮ – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себяˮ; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

При этом, по мысли святых отцов, любовь к ближнему – это не что иное, как показатель нашей любви к Богу. Если нет первого, значит, нет и второго. А как можно любить ближних и при этом не прощать им их проступков по отношению к нам? Никак. Это невозможно. Именно поэтому мы и просим Бога, чтобы Он простил нам наши грехи, подобно тому, как и мы прощаем то, что сделано в наш адрес. Если же не прощаем своих обидчиков, мы просто лжем Богу. Следовательно, не приближаемся к Богу, а наоборот – удаляемся от Него.

Свт. Иоанн Златоуст, говоря о важности прощения ближних, замечает: чтобы никто из нас никогда не жаловался на Суд Божий, Бог делает нас самих судьями и как бы говорит нам: какой суд ты сам произведешь, такой же суд услышишь и в свой адрес. Если простишь брату своему, то и сам получишь прощение; если же не простишь, в таком случае и сам останешься непрощенным. Толкуя данные слова святителя, один современный богослов пишет: если мы не прощаем своих ближних, это вовсе не означает, что Бог опустится до нашего уровня и также не простит нас. Он простит нас, ведь Он Абсолютная Любовь. Однако это прощение не будет принято нами самими и еще более будет мучить нас, ведь мы ощутим себя недостойными Божественного прощения.

Таким образом, если мы не имеем любви к ближним и не научились их прощать, то не сможем войти в Жизнь Вечную. Ведь главным принципом этой жизни будет любовь, которой мы, к сожалению, не научились на протяжении своей земной жизни.     

Оригинал

 Об авторе:
МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ
Митрополит Бориспольский и Броварский
Все публикации автора »»

Смотрите также

Оставить сообщение